Образование

Учиться и играть: как немецкие эксперты создали онлайн-университет для подростков

Новый образовательный онлайн-проект Гете-Института рассчитан на изучение различных дисциплин, благодаря которым подростки, сами того не подозревая, заинтересуются немецким языком.

Мы решили узнать, действительно ли это возможно, и обратились к Наталье Владимировне Урывчиковой, старшему преподавателю кафедры гуманитарных дисциплин Института развития образования Ярославской области, методисту Гете-Института в Москве, и Анне Ренате Шенхаген, заместителю директора и руководителю языкового отдела Гете-Института в Москве.

Д-р Анне Ренате Шёнхаген и Наталья Владимировна Урывчикова

Сейчас большинство подростков мечтают проводить побольше времени за компьютером. Вы легализовали это право. Не боитесь скепсиса со стороны родителей?

Часто у родителей вызывает недовольство не сам факт проведения их детьми большого количества времени за компьютером, а тот контент, который дети потребляют в интернете. Сомнительна польза от большинства развлекательных видео на YouTube, агрессивных сетевых игр, от информационного потока непрофессиональных блогеров.

Но родители, как правило, ничего не имеют против того, чтобы их дети развивались и занимались самообразованием с помощью ресурсов интернета.

Именно это и позволяет делать онлайн-университет для подростков, разработанный специалистами Гете-Института.

Сухой, оторванный от жизни материал школьных учебников физики, химии, биологии может отбить охоту заниматься этими предметами у кого угодно. Как мама подростка я каждый день вынуждена отвечать на вопрос моего школьника: «Зачем мне все это нужно?» Не всегда мне удается найти убедительные аргументы.

В видеолекциях онлайн-университета мы находим не мертвую теорию, а доступные объяснения того, как устроен мир вокруг нас, как функционируют многие привычные устройства, как наука делает нашу жизнь комфортнее. И скучные школьные формулы обретают совсем иной смысл, когда подростки видят, какое место эти знания занимают в повседневной жизни.

Вопрос мотивации частично решается, и учеба в школе может стать осмысленнее и целенаправленнее.

Кроме того, исследования мозга, проведенные нейробиологами в последнее десятилетие, показали, что мозг подростка переживает в своем развитии пластичную фазу, подобную той, которая характерна для младшего дошкольного возраста.

В период с 12–13 лет до 20 лет мозг человека обладает максимальными возможностями развития и огромным потенциалом формирования.

В возрасте приблизительно 11 лет у девочек и 12 лет у мальчиков происходит перепроизводство клеток головного мозга. Мозг подростка готов формировать новые нейронные связи и совершенствоваться, и по этой причине он очень восприимчив к новой информации.

Начало подросткового возраста ученые признали сенситивным периодом для изучения иностранного языка. Клетки, которые включаются в опыт и действие, образуют устойчивые нейронные сети, а неиспользованные клетки исчезают. Поэтому именно в подростковом возрасте важно создавать максимально благоприятные условия для развития мозга, давать ему стимулы для использования образовавшихся клеток, создания новых устойчивых нейронных связей, предотвращая их исчезновение.

Выражение «use it or lose it» («используй их или потеряешь») лучше всего отражает процессы, протекающие в головном мозге подростка.

А онлайн-университет Гете-Института дает достаточно много качественной пищи для готового развиваться мозга подростков.

Сами родители тоже могут расширить свой кругозор с помощью видеолекций онлайн-университета. Когда я привлекаю эти материалы на семинарах для учителей немецкого языка, интересно всем, независимо от возраста. И взрослые участники совершают немало открытий, понимая, как много упущено в школьные годы.

Принимали ли участие психологи в формировании онлайн-проекта? Какие инструменты внедряли? Как вообще возможно при помощи предмета заинтересовать языком?

В самом начале работы над концепцией еще Детского онлайн-университета в конце 2015 года Гете-Инстиут провел установочную конференцию по проекту в Мюнхене. В ней приняли участие эксперты из России и Германии в таких областях, как дидактика и методика раннего обучения немецкому языку как иностранному, методика предметно-языкового интегрированного обучения CLIL, игрофикация образования, представители редакций детских телепередач, в том числе самой популярной в Германии научно-познавательной телепередачи Sendung mit der Maus/ «Передача с мышкой» — ее выпуски легли в основу онлайн-университетов, а также немецкого агентства детских образовательных медиапроектов KIDS interactive, которое реализовало оба проекта по нашему поручению.

Вместе с экспертами мы обсуждали самые разные вопросы, связанные с проектом. Какие темы будут интересны детям? Как соблюсти баланс между предметным содержанием и объемом немецкого языка? Как мы можем использовать опыт успешных немецких детских телепередач? Как поддерживать интерес юных студентов? Как реализовать проект с технической точки зрения?

Можно сказать, что мы разобрали на части предварительную концепцию проекта, которая была у Гете-Института, и собрали ее снова, уже опираясь на опыт участников конференции.

В основу развития игрового сюжета онлайн-университета положен принцип геймификации или игрофикации, при котором студенты онлайн-университета получают поощрение за каждое, даже небольшое, достижение. Именно этот принцип приковывает современных детей и подростков к компьютерным играм.

Развитие интереса к изучению иностранного языка через предмет — это самое перспективное направление в современной методике преподавания иностранных языков.

При традиционном подходе к уроку иностранного языка, когда учащиеся рассказывают о себе, о своей семье, о школе, о квартире, о городе и так далее, они не узнают ничего нового об окружающем мире, кроме иноязычных обозначений известных им предметов и явлений. А изучение иностранного языка — это трудоемкий процесс. Зубрежка слов и грамматических правил мало кому доставляет удовольствие. Получается изучение языка ради самого языка.

У людей, не получающих радости от процесса запоминания иностранных слов, неизбежно пропадает желание затрачивать немалые усилия на изучение иностранного языка. Язык же способен открыть нам доступ к очень интересному содержанию и к необычным видам деятельности.

Это не просто скучные склонения и спряжения, ключ к информации, к которой, возможно, нет доступа на родном языке.

Мой сын начал с интересом учить английский язык, когда увлекся оригами и понял, что видеоинструкции по изготовлению самых интересных моделей в интернете есть только на английском языке.

Язык мы, как правило, начинаем изучать ради интересного или нужного содержания и возможностей, которые этот язык открывает. В этом случае, когда нам ясна наша цель, мы не обращаем внимания на сложности, связанные с процессом изучения языка, и готовы приложить больше усилий по их преодолению.

У меня есть опыт ведения курса внеурочной деятельности «Немецкий для юных исследователей», на котором мы с ребятами делали естественнонаучные опыты. Весь курс проходил на немецком языке, но несмотря на это, на занятия записались ребята, изучавшие на тот момент только английский язык. Они были готовы учить немецкий ради того, чтобы иметь возможность посещать интересные занятия, которых не было в их школе ни на русском, ни на английском языке.

Чем обусловлена тематика? Почему выбор пал на космос и робототехнику, а не на географию или кулинарию?

Для детского онлайн-университета мы выбрали темы в трех сферах и создали три факультета: человек, природа и техника. Это примерно соответствует разделению на гуманитарные, естественные и технические науки.

В онлайн-университете JuniorUni мы сделали упор на предметы естественно-научного цикла — так называемые MINT-предметы (математика, информатика, естественные науки и техника).

Программирование сегодня становится одним из главных навыков человека, оно встает в один ряд с чтением и письмом, поэтому мы в наших проектах пытаемся объединить преподавание немецкого языка и программирования.

В основе лежит метод предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL). В очном компоненте проекта мы будем работать с немецким партнером, разработавшим одноплатный миникомпьютер Calliope mini, с помощью которого дети в Германии с третьего класса в игровой форме изучают устройство и работу компьютерной техники и создают небольшие игры и проекты. Для выбора космической темы стал решающим тот факт, что астрономия снова вводится в качестве обязательного предмета в российских школах, а также наше сотрудничество с Германским центром авиации и космонавтики.

Онлайн-университет ориентирован на мальчиков. Девочкам тоже будет интересно?

Я бы не стала с уверенностью утверждать, что JuniorUni ориентирован на мальчиков. Познавательный интерес присущ девочкам в не меньшей степени, чем мальчикам.

Когда информация преподносится наглядно и увлекательно, то девочки тоже с удовольствием пытаются разобраться в тонкостях функционирования электромотора.

А видеолекция о том, как современные технологии позволяют людям, потерявшим зрение, снова увидеть свою семью и жить полноценной жизнью, не оставит равнодушными ни мальчиков, ни девочек.

Я, например, занимаясь разработкой заданий для онлайн-университета, поняла, что очень хотела бы заниматься бионикой. Согласитесь, ничего общего с методикой преподавания немецкого языка.

Если бы в моем детстве мне представилась возможность учиться в подобном онлайн-университете, неизвестно, стала ли бы я поступать на факультет иностранных языков.

Мы знаем, что ваш ребенок в возрастной группе проекта и сам по нему занимается.

Мой сын прошел «залпом» все лекции детского онлайн-университета, как на русском, так и на немецком языке, когда учился в восьмом классе. Учась в девятом классе, он принимал непосредственное участие в творческом процессе разработки заданий к онлайн-университету для подростков. Мы вместе смотрели все фильмы, на основе которых создавались задания, и я выясняла, какое именно содержание было для него новым и интересным, и в соответствии с этим расставляла акценты.

Сколько длится проект и чем заканчивается? Есть ли система премирования?

На сегодняшний день онлайн-часть проекта состоит из 18 видеолекций, но мы планируем развиваться и дальше.

За успешное решение заданий к лекциям студенты получают тематические значки, соответствующие новым ученым званиям, и продвигаются по академической карьерной лестнице. В профиле пользователя студенты могут распечатать диплом JuniorUni, в котором отражены их успехи и изученные темы.

Лекции можно проходить в свободном режиме — кто-то быстрее, кто-то медленнее, поэтому временных рамок у проекта нет.

Выполнив все задания в русскоязычном интерфейсе, можно, например, включить немецкоязычный интерфейс и прорешать все задания на немецком, тем самым заработав еще один комплект значков.

Кроме того, у проекта есть школьный компонент — специальные дидактические материалы к видеолекциям, разработанные экспертами из России и Германии. Их могут использовать учителя немецкого языка или учителя-предметники, которые хотели бы разнообразить свои уроки или сделать их межпредметными.

Мы уже апробируем их с осени на наших курсах, а в новом году сможем предложить их для пилотирования в школах, например, в рамках внеурочной деятельности.

В Live-компоненте JuniorUni мы в течение года предлагаем свои мероприятия и принимаем участие в мероприятиях партнеров, работающих в научно-популярной сфере.

На открытии мы также объявим о запуске конкурса видеороликов JuniorUni: школьники седьмых-девятых классов смогут снять свою видеолекцию, в которой им нужно в увлекательной форме представить ответ на вопрос в одной из тематических рубрик JuniorUni на немецком языке или без использования языка, и выиграть отличные призы, например, летний языковой курс в Гете-Институте в Германии. Работы на конкурс будут приниматься до 14 февраля 2019 года.

Фото: Shutterstock.com