Современные учителя напоминают надзирателей: колонка мамы выпускника
К нам в редакцию приходят письма от читателей, которые делятся актуальными историями, связанными с воспитанием, образованием и здоровьем детей.
Мы внимательно читаем каждое письмо, а потом делимся самыми интересными на сайте. Мы уверены, что кому-то ваш опыт обязательно пригодится. Присылайте ваши колонки на почту editor@letidor.ru, и лучшие из них мы обязательно опубликуем.
Недавно мы получили историю от нашей читательницы и мамы выпускника Светланы Мельниковой, которая рассказала, с какими проблемами ей пришлось столкнуться за то время, пока ее сын учился в школе. Светлана делится наболевшим и дает другим родителям советы, как правильно выстроить отношения в треугольнике «школа-ребенок-родитель».
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Учитесь любить учиться!» Прекрасные слова! Интересно, а учат ли наших детей любить учиться?
Мой сын в этом году окончил школу. Его переполняют чувство радости и освобождения. Оглядываясь назад, мне хочется повспоминать немного о нашем школьном пути.
Как у многих детей в школьном возрасте, у сына появлялись различные интересы. Особенно много времени он отдавал спорту: баскетбол для него стал самым любимым и первостепенным занятием. Может быть, поэтому мы столкнулись с проблемой успеваемости по математике. Я время от времени помогала сыну с уроками, хотя меня было трудно назвать обеспокоенной мамой.
Мой принцип — дать возможность детям развивать свои способности и принимать самостоятельные решения.
Однако математика, на мой взгляд, это не только учебный предмет, но средство для самовоспитания. Умения мыслить, рассуждать, анализировать, усваивать алгоритмы (все это дети усваивают на математике) помогают успешно изучать и другие учебные дисциплины. Нас так учили в свое время, поэтому я щепетильно отношусь именно к этому предмету в школьной программе и стараюсь передать это понимание сыну. Столько времени прошло с того, как сама разбиралась в дробях, неравенствах и квадратных уравнениях, сейчас уже с трудом вспоминаю даже самые простые формулы.
Когда сын осознал, что ЕГЭ сдавать все же придется, то решил воспользоваться услугами репетитора. Сейчас уже позади все испытания. Он благополучно сдал единый государственный экзамен по математике. Я с уверенностью могу сказать, что это заслуга репетитора, учителя с огромным педагогическим стажем.
Мне стало интересно, что же такого дает репетитор и почему так трудно получить знания в школе?
Когда мы познакомились поближе с педагогом, она сетовала, что желающих учеников обращается столько, что она и предположить не могла.
Молодые предприниматели, которые создают свой бизнес в сфере услуг, могут тихо сидеть в сторонке.
Каждый день этого педагога расписан по минутам. Я осмелилась и спросила ее, в чем секрет такой востребованности. И почему дети не понимают предмет в школе? Прямого ответа я не получила, да и вообще, трудно объективно оценивать каждую конкретную ситуацию с учениками.
Мой сын мне тогда сказал: «Мама, она очень просто объясняет и не ждет, что я должен все сразу понять. Мне кажется, что если бы мы не смогли ей платить за уроки, она все равно занималась бы со мной. Ей просто нравится учить математике, она ее любит…»
Воистину, я тогда удивилась, как подросток так тонко подметил главный мотив учителя прошлого поколения.
Я вспоминаю, какие педагоги меня готовили к жизни. Это было другое время, ценности в образовательной системе были иные.
На собственном опыте я знаю, что обучение в обычной школе для родителей выливается порой в нескромную сумму. Об этом все знают, об этом уже только мертвые не пишут. Рабочие тетради, участие в различных олимпиадах, всевозможные праздники, одежда по стандартам образовательного учреждения. И еще дни рождения классного руководителя, дни учителя, ремонты в классе.
Я посчитала, какую сумму тратила на все эти нужды каждый год. Получилось в среднем около 40 тысяч рублей в год.
Казалось бы, в общем-то, не так уж и много. Но у меня возникает простой вопрос, а зачем? Зачем нужны рабочие тетради в таком количестве, более 20 штук в году? Мы их полупустые благополучно каждый год выбрасывали. Зачем и кому нужны бесконечные олимпиады, от которых никакого толку все равно нет. Дети берут задания домой, скачивают ответы из интернета, за это им выдают бумагу с указанием количества баллов. Кому это нужно? Получается, мы покупали именные картонки для своих детей? У нас таких картонок за все время учебы в школе накопился не один десяток.
А день рождения классного руководителя? Что вы? Этот вопрос, который не ставился на обсуждение. Он был решен один раз и навсегда. У нас такса составляла тысячу рублей с каждого родителя. Плюс деньги на День учителя.
Получается, что мы, родители, выражали свою благодарность педагогу, и эта благодарность имела очень реальные очертания — 30 тысяч рублей в виде подарка на день рождения.
А что такое родительские собрания? Это просто песня! Собрание можно разделить на две части. Первая, короткая часть, содержит информацию об успеваемости, а также о необходимости жесткого контроля над своими детьми.
Классный руководитель призывает буквально следить за всеми передвижениями детей. Для этого внедрена и реализуется современная система слежения.
Учитель настаивает на том, чтобы родители доверяли только этой системе и электронным дневникам. Какое может быть доверие?
На их взгляд, верить детям — это халатность, попустительство, возможно, даже преступление.
Вторая часть собрания обычно проходит в более оживленном темпе, особенно со стороны родителей. Большинство волнуют вопросы, связанные с развлечениями детей. Например, на одном из наших собраний обсуждался вопрос празднования Нового года, так называемый утренник для «детишек». Классная дама на полном серьезе предлагала повести детей в кафе или в развлекательное заведение.
Обратите внимание, нашим детям тогда было по 15–16 лет. Казалось бы, что тут плохого? Молодежь идет развлекаться под присмотром учителя. Каких только предложений тут не было! Родители наперебой предлагали одно заведение престижнее другого.
На том собрании я задала вопрос родителям: почему они готовы потратить на развлечение для своего любимого чада по 4–5 тысяч рублей?
Я предлагала обойтись без этих пустых трат.
В сообществе родителей меня не поддержали. Так было на протяжении многих лет.
Один раз, когда я высказалась против очередных бестолковых подарков на 23 февраля, мне ответили: «Надо же как-то детишек порадовать». А когда я высказалась против подарка на день рождения учителя, получила вовсе обескураживающий ответ: «Так принято». Эти люди решили, что соблюдение традиций в этом вопросе имеет какую-либо ценность.
Сейчас я могу смело говорить на эти темы без рефлексий. Мы прошли школьный путь. В общей сложности, я со своими детьми училась терпению и принятию современных школьных реалий на протяжении 16 лет.
Что я поняла и осознала для себя? Какими полезными выводами могу поделиться?
1. Постарайтесь получить от учителя надежную поддержку в вопросах, которые касаются воспитания ребенка и коллектива в целом.
Ваш ребенок большую часть времени проводит со своими одноклассниками в стенах школы, очень важно понимать, какие ценности у него развиваются в процессе этого общения.
2. Сумейте выстроить правильные отношения с учителем. Проявляйте искренность — это главный козырь в любых отношениях, даже деловых. В моей ситуации поддержку учителя получили родители, которые были чрезмерно озадачены удовлетворением своего эго. Они стремились показать друг другу свою крутизну и статус.
Отсюда желание одаривать детей ежегодными путевками за границу и прочими дорогостоящими «развлекаловками».
3. Если хотите внести изменения в общепринятые правила организации досуга, то делайте конкретные предложения.
Например, предлагайте организовать новогодний праздник в детском доме.
Дети смогут почувствовать, что значит проявлять заботу бескорыстно. Существует много вариантов для того, чтобы принести радость тем людям, кто в этом очень нуждается. Я помню из своего детства, как мы постоянно ходили к старым одиноким людям и помогали как могли: рубили дрова, делали в доме уборку, да мало ли что нужно было старикам.
И учитель нас вдохновлял и поддерживал в этом.
Ценность педагога выражается в том, какими людьми становятся его ученики.
4. Находите сильные аргументы против дорогих подарков для учителя. Цветы являются вполне приемлемым и достаточным символическим подарком, чтобы выразить свою родительскую признательность и благодарность.
Постоянная обязанность вкладываться в ценные подарки многим родителям обременительна.
5. Задавайте себе вопрос: всегда ли нужно любой ценой добиваться послушания ребенка?
Постарайтесь сконцентрироваться на действительно важном — понимании своего ребенка. Ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и нет необходимости подгонять его под стандарты.
Когда вас вызывают в очередной раз на школьный разбор к завучу или директору, настройтесь философски на этот разговор. Этот неприятный момент жизни пройдет, и вам потом жить с ребенком, общаться с ним. Что бы ни говорили про вашего сына или дочь, только вы знаете его по-настоящему.
То, что транслируют учителя, касается только их представлений о стандартном ученике.
Эти представления не имеют ничего общего с личностью подрастающего человека.
6. Доверяйте ребенку, позвольте ему принимать самостоятельные решения.
Дайте ему право решить, чем делиться с вами, а какую тему оставить в своем личном пространстве.
Если вы чувствуете беспокойство, лучше откровенно поговорить об этом с ребенком. Расскажите подробно о своих переживаниях и эмоциях, даже если это негативные эмоции. Контроль — это, разумеется, необходимый инструмент при воспитании маленького человека, но когда этот человек достигает определенного возраста, то гораздо важнее предоставить ему свободу.
Стремитесь развивать у него ответственность за собственную жизнь.
Отношение учителей к вопросу контроля однозначное, постарайтесь выстоять в этой невидимой схватке, держите свою позицию.
Несколько лет назад я проходила стажировку в одном очень крупном, известном коммерческом университете. Нас стажировали профессионалы из Школы бизнеса. Они уж точно знают, как нужно зарабатывать в любых отраслях экономики. Так вот, одним из продуктов этой школы было образование за рубежом. И менеджеры этого Школы учили нас продавать. Постараюсь передать слова одного из них: «Вы должны купить учителя, подогреть его интерес, и тогда он сделает нам много контрактов, продвигая наши идеи своим ученикам».
Вот таких вот педагогов, а по совместительству менеджеров по продажам, сейчас больше всего в наших российских школах. Они не занимаются напрямую воспитанием и обучением детей, а решают свои личные задачи, прямо не отходя от доски.
Кто-то из великих сказал: «Всяк живет, что-то продавая». В современных школах, по всей видимости, это главный приоритет.
Сегодняшний портрет учителя — это прямолинейный и ориентирующийся на нормы и правила человек, который прежде чем взяться за дело, ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?»
Наша система образования просто не впускает к себе настоящих педагогов, а выживают в этой системе только так называемые надсмотрщики и надзиратели.
Учитель, по моему мнению, в первую очередь — это тот человек, кто любит общение, кто в основе своего характера бескорыстен и любит делиться своими знаниями и умениями.
Нашим детям не хватает педагогов, которые любят жить и действовать среди множества людей, которые развивают свою интуицию и при рациональном подходе к своему делу не забывают об этике. Для которых важна идея и глубина отношений.
Учитель — это тот, кто учит любить учиться.
Дорогие родители, если у вас есть интересная история, личное мнение по вопросу воспитания и развития детей, особенный опыт или у вас просто наболело, пожалуйста, присылайте свои письма на почту editor@letidor.ru. Лучшие из них мы обязательно опубликуем на сайте!
Фото: Shutterstock.com