Образование

Шесть настольных игр для развития креативного воображения

ТРИЗ-педагог Анастасия Гончарова — о том, как с помощью настольных игр развивать у детей творческое мышление и способность к решению жизненных задач.

Главный принцип современного образования — передать знания, убедиться, что ребёнок усвоил их и может повторить. Такой поход развивает память, внимательность, а также помогает расширять кругозор.

Задача образования — не только дать знание, но и подготовить детей для жизни в новом современном обществе.

Для этого важно научить ребенка «фильтровать» информацию, поступающую из окружающего мира, и самостоятельно принимать решения.

Ему понадобится способность к сильному мышлению, умение анализировать, умение проявлять изобретательские и творческие способности. Чтобы развить эти качества, ребёнку надо предлагать творческие задачи без готовых ответов.

Для чего современным детям нужна ТРИЗ

Именно такое образование дети получают на занятиях по ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). ТРИЗ изначально использовали для развития инженерного дела. Система новых алгоритмов помогала советским учёным в условиях ограниченных ресурсов и материалов находить свежие решения для совершенствования технологий.

Со временем ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сейчас используется в бизнесе, искусстве, политике и педагогике.

С помощью ТРИЗ дети учатся думать, находить решения даже в сложных ситуациях.

Вся прелесть метода в том, что занятия по ТРИЗ можно проводить в игровой среде. На своих занятиях я активно использую настольные игры. Более других принципам ТРИЗ-педагогики соответствуют разные настольные игры. О некоторых из них хотелось бы поговорить отдельно.

Настольная игра «Мягкий знак»

Эта игра помогает детям учиться классифицировать предметы, выявлять свойства и объединять их в новые интересные сочетания. Я использую игру в рамках блока РТВ (развития творческого воображения).

Многофункциональность карточек позволяет выходить далеко за рамки игр, которые идут первыми в списке предложенных.

Например, прилагательные из карточек мы используем с детьми для работы по методу фокальных объектов (метод поиска новых характеристик объекта путём присоединения к нему свойств других объектов, выбранных случайно).

Настольная игра «Пакля-Рвакля»

Методы ТРИЗ направлены на то, чтобы дети общались и выражали свои мысли. Часто для развития речи мы используем стихотворчество. Сочиняя стихи, дети учатся искать противоположные свойства предметов. Например, преподаватель говорит: «Скажу я слово "высоко". А ты ответишь? (низко)», «Скажу я слово "далеко". А ты ответишь? (близко)».

Также дети сочиняют лимерики (стихи абсурдного содержания). И в этом деле им помогает поэтическая настольная игра «Пакля-Рвакля». 60 карточек, среди которых нужно находить рифмующиеся слова.

Дети сочиняют великолепные рифмы, а карточки дают огромный простор для воображения.

Пока взрослые копаются, ищут привычные сочетания слов, дети выдают с десяток новых и необычных рифм.

Эта игра показывает, что дети не мыслят шаблонами. «Пакля-Рвакля» даёт детям пространство для творчества.

Настольная игра «Головоноги»

Как учить детей сочинять свои сказки и придумывать героев? С помощью игры со смешным названием «Головоноги». Головоноги — замечательные существа, которые не оставят никого равнодушными.

На занятиях по ТРИЗ педагог и дети часто придумывают фантастических животных, волшебные парки, необычные сказки, в которых есть интересный герой. Когда дети имеют богатый литературный опыт, то от них можно услышать много шаблонных решений из знакомых сказок или мультфильмов.

Образы весёлых головоногов помогают детям оторваться от сказочных стереотипов и по-новому взглянуть на волшебных существ.

Игра «Story cubes»

Игра «Story cubes» — отличная игра в духе ТРИЗ. Кубики с забавными картинками помогут детям развивать речь и воображение. Раскладывая кубики в разном порядке, дети смогут сочинить самые невероятные истории. В этой игре нет чётких правил и сложных инструкций.

Игра «Катамино»

Это строительная игра-головоломка, которая скрывает большой ресурс для ТРИЗ-игр.

Её можно использовать для развития воображения и образного мышления.

Из фигур конструктора у детей получается складывать животных или другие объекты. Блоки можно использовать в рисовании: выкладывать ими фигуры на бумаге и дорисовывать другие элементы красками или карандашами.

Игра «Диксит»

Игра развивает воображение, речь, ассоциативное мышление и особенно эмпатию. Все эти понятия входят в подход развития творческой личности ТРИЗ-педагогики.

Например, эмпатия. Взрослому, чтобы понять, как надо изменить и улучшить изобретение (техническую систему) изобретателю, надо встать на его место, попробовать понять, что он чувствует, чего хочет, о чем думает. Так и в игре «Диксит» надо понять, а что же свойственно тому, кто загадывал карточку, прочувствовать и провести аналогии, чтобы выбрать нужное.

Сочетание подхода ТРИЗ с настольными играми позволяет создать игровой образовательный процесс, благодаря которому возможно развить в ребенке сильное мышление, способное к решению жизненных задач. Эти качества сделают детей на шаг впереди своих сверстников, а значит, помогут им добиться успеха.

Фото: Shutterstock, архив издательства "Простые правила".