Опубликовано 16 января 2017, 16:00

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

Педагог, психолог Софья Ведюшкина — о том, что такое ТРИЗ-педагогика и почему ей интересуются всё больше продвинутых родителей.
Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

© Legion-Media.ru

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) придумал Генрих Саулович Альтшуллер — советский изобретатель, писатель-фантаст, известный под псевдонимом Генрих Альтов.

Этот человек больше 40 лет работал над методиками, с помощью которых советские инженеры повышали производительность труда. В СССР, в условиях ограниченных ресурсов и стандартизации, учёным было непросто постоянно выдавать что-то новое и оригинальное. Но Альтшуллеру удалось разработать несколько действенных алгоритмов, которые помогли учёным запускать творческий процесс в любых обстоятельствах. И что немаловажно — получать хороший результат. Теперь эти методики используются не только в науке, но и адаптированы для бизнеса, образования.

«Летидор» поговорил с педагогом центра «SMART STUDIOS» Софьей Ведюшкиной о том, чем полезны занятия по ТРИЗ для дошкольников и учеников младших классов.

Что такое ТРИЗ-педагогика

ТРИЗ-педагогика — это инструмент для того, чтобы креативность, критическое и логическое мышление ребёнка, воображение. Также дети учатся работать в команде, презентовать себя, рассуждать и излагать свои мысли. Отличительной стороной ТРИЗ-педагогики является взгляд на любой вопрос как на открытую задачу, то есть такую, у которой нет одного правильного решения. В повседневной жизни мы гораздо чаще сталкиваемся именно с такими ситуациями, в то время как в саду и в школе детям прививают представление о том, что правильный ответ всегда один.

Главная цель ТРИЗ-педагогики - воспитание творческой личности, однако стоит уточнить, что речь при этом не идет об освоении различных способов самовыражения посредством тех или иных видов искусства, а развитие способности придумывать новое при наличии более или менее конкретного задания. Человеку, овладевшему навыком творческого воображения не нужно ждать, когда его озарит муза, он может начать «креативить» в любой момент. Конечно, в процессе рождения чего-то нового человека может посетить вдохновение, а может и не посетить. Но результат он получит в любом случае.

Важная составляющая методики — групповая работа. Мы исходим из того, что взрослый человек, как правило, работает в коллективе и, соответственно, решать задачи ему приходится вместе с коллегами.

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

© Legion-Media.ru

Когда ребёнок готов к занятиям

Родители могут пробовать применять в общении с ребенком отдельные приемы ТРИЗ-педагогики с самого раннего возраста, как только он начнет говорить фразами. На групповые занятия по ТРИЗ имеет смысл отдавать ребенка не раньше 4,5 лет.

Для занятий важны два условия. Первое — у ребёнка должна быть хорошо развита речь. Второе — должно присутствовать понимание отличия реальности от вымышленного пространства, от того, что существует лишь в воображении. Как проверить, чувствует ли ребенок эту разницу? Если малыш 2-3 лет активно использует в игре предметы-заместители - например, палочка становится градусником, ложкой или оружием в зависимости от сюжета - то понимание уже начинает формироваться. В более старшем возрасте важным показателем является то, насколько долго и увлеченно ребенок удерживает роль в сюжетно-ролевой игре.

Дети, которые еще не научились волевым усилием погружаться в пространство фантазии, чаще всего повторяют все за взрослыми или сверстниками, что видно в процессе занятий.

Многим кажется, что умение играть и фантазировать - изначально присуще ребенку, однако в современном мире большого города, где для игры остается очень мало места, зачастую, как это ни странно, осознанно и целенаправленно (нередко с привлечением специалистов) погружать ребенка в игровую культуру приходится взрослым. Одновременно с этим происходит и развитие у ребенка фантазии.

Стоит отметить, что ТРИЗ-педагогика работает уже с существующим фундаментом и не занимается его формированием, то есть если ребенок в принципе не готов придумывать или ему этот процесс не интересен, то вряд ли групповые занятия его увлекут. В этом случае лучшей рекомендацией будет побольше играть в сюжетно-ролевые игры.

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

© Legion-Media.ru

Про оценки

Оценок в группах дошкольников нет совсем. Школьников приучаем оценивать свои результаты самостоятельно. Происходит это так. Я даю им задание. Например, нужно придумать, как справиться с Медузой Горгоной, учитывая то, что любой посмотревший на неё превращается в камень. Каждый по очереди предлагает один или несколько вариантов решения. А дальше дети обсуждают, какой ответ лучше. Они сами выдвигают версии, как можно это оценить.

В итоге, мы приходим к тому, что есть самое оригинальное решение, самое легко реализуемое, самое дешевое и так далее… Педагог старается не навешивать ярлыков: это правильно, а это нет. Неслучайно одно из распространенных упражнений на занятии: мы берём предмет и называем его положительные и отрицательные характеристики, тем самым показывая детям, как много зависит от точки зрения.

Важное отличие ТРИЗ-педагогики от методик раннего развития

В рамкам обучения ТРИЗ никто не настаивает на том, чтобы ребёнок умел считать, писать и читать. Отсутствие этих умений не препятствует тому, чтобы дошкольник освоил предмет в полном объёме.

Большинство развивающих центров сейчас делают упор на том, что детей нужно как можно раньше познакомить с цифрами, цветами, формами и прочим. А тут мы просто можем взять любимые игрушки ребёнка, фигурки, которые он знает, и работать через них. Через перчаточную куклу, через предметы, которые находятся в группе. Получается, наши занятия универсальны: они подходят тем, кто хорошо пишет, и тем, кто плохо держит карандаш, тем, кто читает, и тем, кто не знает ни одной буквы.

Почему занятия по ТРИЗ лучше любого раннего развития

© Legion-Media.ru

Про результат

Результат занятий не всегда можно наглядно представить родителям, как например, при обучении чтению, счету или письму. Однако чуткие родители быстро заметят изменения. Дети, в работе с которыми регулярно используют такие методики, становятся более активными, любознательными, чаще спорят, выдвигают более развернутую и сложную аргументацию, их фантазия становится богаче и интереснее. Такие дети начинают исследовать все вокруг, именно поэтому ТРИЗ в принципе способствует формированию научной картины мира. В то же время в школе такие дети могут стать неудобными - ведь они зачастую задают слишком много вопросов, предлагают неожиданные варианты решения, не предусмотренные учебником.

Тем не менее, я совершенно точно уверена, что занятия ТРИЗ сослужат добрую службу и обязательно пригодятся в дальнейшем при решении жизненных задач.