"Настольный театр": сказки из простых предметов
"Настольный театр": сказки из простых предметов
После завтрака родители с детьми спешат в театр, где нет традиционной сцены, декораций, да и актеры перед ними – без сказочных костюмов и грима. Вся их «амуниция» – скалка и фантазия. Участники сего действа сами подсказывают ход спектакля, а сделанных своими руками бумажных персонажей уносят домой. Именно таким театр видит Сауле Дягутите , создатель, режиссер и актриса Вильнюсского «Настольного театра» («Стало театрас»), выступлений которого с нетерпением ждут зрители во всем мире – от Канады до Сибири. В интервью "Летидору" Сауле рассказала о том, как делать чудеса.
– «Настольный театр» звучит не совсем верно, «Театр стола» было бы точнее, но как-то не по-русски. Вообще, со столом в нашей жизни связаны многие вещи. Младенца пеленают на столе, сидя у стола мы празднуем бракосочетание, дни рождения, пишем книги, учимся, работаем, обедаем, в конце концов, в последний путь нас отправляют также со стола... Вот и наш театр «рождается» и «происходит» на столе.
– Расскажите, как вы играете свои спектакли.
– Наш театр – это театр объектов, где объектом становятся окружающие нас бытовые вещи: платок, очки, пуговица, даже воздух! Все они оживают, имеют свой характер, историю и судьбу. У нас целый репетиционный зал таких нераскрытых «судеб». Это – своеобразная поэзия вещей! Например, в «Эгле – королева ужей» женщина раскатывает тесто и из него рождаются ужи и другие животные, из деревянных приборов – люди, целый мир! Спектакль кончается и мир исчезает. Вот в чем волшебство! А дома ты можешь все это возродить вновь. Именно такую цель мы и преследуем, чтобы наши выступления вдохновляли людей устраивать подобные спектакли дома, складывать их в чемодан и идти с ними к соседям. Театр – это чудо! Я думаю, именно такого обыкновенного чуда нам больше всего не хватает сегодня.
– Вы – профессиональная драматическая актриса, имеете музыкальное образование. Вы работали с грандами литовского театра и тут вдруг пуговицы, салфетки.
– Смысл исполняемой мною драматической роли доходил до меня позже, я как-то не поспевала за характерами во времени. Я чувствовала, это – не мое.. Мои великие учителя развили во мне «чутье» сцены, дали свободу и импульс к развитию. Что теперь и дало свои плоды – наш театр недавно стал частью международной организации «Бродячие кукольники». Видимо, куклы во всем своем разнообразии «бродили» во мне с самого детства. Я всегда что-то мастерила своими руками. Да и игрушек в моем детстве было немного, вы наверное помните те времена? Плюс была строгая дисциплина. Многие родители воспитывают своих детей без права на ошибку. Учиться – так на «отлично», рисовать – так не каракули, играть – так только магазинными куклами и машинками. Отсюда и протест.
После окончания Государственной академии музыки и театра мы всем курсом пошли работать в театр «Вайдила». А двумя годами позже появились дети и все «брожения» отошли на второй план. Когда мои мальчики немного подросли, я начала работать с детьми в «Школе гномиков» («Никштуку мокикла»), так как желание творить осталось. Творить из того, что окружает.
– Через несколько лет после этого осознания вы получите главную награду литовской сцены – Золотой крест. А как прошел первый спектакль?
– В моей жизни все всегда происходит как в сказке – «по щучьему велению, по моему хотению». Я продолжала работать с детьми и ждала, что вот-вот произойдет чудо. «Чудо» в лице моего единственного творческого партнера Снегуоле Дикчюте пришло (а теперь у нас – 10 человек!), топнуло ногой и сказало «Ставим спектакль!». Снегуоле повелела, я захотела и все страхи ушли. Мы тогда не думали о технических и материальных вещах. Не было ни капельки сомнения, что все получится. Это потом после безумного успеха петербургский критик Анна Константинова смачно назвалa нас «авантюристками». Да, это было чудесное приключение и аншлаг! Пусть и в маленьком литовском городке Алитусе. Там мы показали «Эгле – королева ужей». И сразу получили два приза! Появилась железная уверенность.
– Вы говорили, что дети сами рисуют персонажей, а потом забирают их домой. Как это?
– Да, за час до спектакля мы приглашаем всех принять участие в творческих мастерских, связанных по тематике с предстоящим спектаклем. Кто не успевает, может закончить после него. И для нашего нового спектакля «Сказкa о королях» всех персонажей нарисовали сами дети, малыши с двух до восьми лет. Ребенок в нашем театре становится создателем, который учится понимать и принимать окружающий мир, видеть его перевоплощения и играть с ними. Помимо серьезных спектаклей, таких, где есть и освещение, и, чаще всего, живая музыка (таких спектаклей у нас девять), мы показываем сказки, персонажи которых сделаны из простых, но волшебных предметов. Коза – вилка, волк – плоскогубцы, ежик – щетка и т.д. Такие сказки мы «варим» а кастрюле, а потом «кушаем» ушами. Взрослым также нравится сочинять вместе с актерами: иногда папы так вживаются в роль рассказчика, что их не остановить! В каждом из нас живет ребенок. И очень важно, чтобы каждый «выздоровел» от страхов проявить себя и творить.
– И все же, не все персонажи – рисованная фантазия. В спектакле «Мышонок в гитаре» вы используете настоящую куклу, сделанную мастером из Томска Владимиром Захаровым. Расскажите о своей дружбе.
– Эта уникальная кукла сибирского мастера, который выстроил бревенчатый театр своими руками, прижилась в Литве. Наша дружба началась на российском фестивале «Московские каникулы». Тогда же мы поехали в гости к мастеру в Томск, а там и начали репетировать спектакль, дожидаясь Мышонка. Куклу делали специально для моей руки. Через три года нам удалось пригласить Владимира в Литву. Здесь он выступил со своим спектаклем «История одной куклы» и принял участие в Клайпедском кукольном фестивале «Ослик Каракумов».
– Сауле, вы – занятой человек, театрал, гастролирующий по всему миру. К тому же, мама троих детей и жена. Как ваша семья относится к «Настольному театру»?
– Театр накрепко врос в мою жизнь. Это не деятельность «рядом», так как в театре «живет» и моя семья. Мой муж и дети искренне болеют этим. Муж – это плечо, а также самый любимый и строгий критик. «Золотой» муж, так и напишите! В работе обязательно должно участвовать сердце, иначе – никуда!
– И темы для спектаклей из сердца идут?
– Темы для спектаклей черпаю отовсюду. Бывает, что стрельнет в голову или увижу какую-нибудь обыкновенную-необыкновенную вещь, иногда друзья подсказывают, а то и из детства всплывет образ. У нас есть три спектакля с графопроектором. А он сам собой – вдохновитель, с ним можно выделывать такие вещи! Это – отдельная площадка для творчества.
– Когда и где вас можно будет увидеть в России?
– На конец марта в рамках Московского фестиваля камерных театров кукол для детей «Московские каникулы» предусмотрены гастроли «Настольного театра» в столице России. Будем играть спектакль-импровизацию «День рождения» по мотивам повести П. Траверс «Мэри Поппинс». Спектакль предназначен как для маленьких, так и для больших зрителей, которые ждут чуда. Его создатели призывают всех осмотреться вокруг и увидеть, что чудеса за нами следуют повсюду – из открытых книг, из кучи вещей. Главное – научиться их замечать и в них верить! Вы увидите рождение и преображение персонажей, создаваемых из простых предметов, и услышите живую музыку.