Образование4 мин.

Три клетки вправо, две влево — надоело: колонка редактора о бестолковом культе оформления тетрадей

© Depositphotos

Редактор «Летидора» Ольга Рудашевская рассуждает, влияет ли правильное оформление школьных работ на знания по предмету.

От друзей и родственников я часто слышу жалобы на то, что школа слишком перегибает палку в требованиях, связанных с оформлением работ: когда для пятерки по предмету даже в 5-9-х классах от детей требуют «три клеточки вправо, две вниз». А помарки, зачеркивания и просто неаккуратный почерк приводят к снижению оценки минимум на балл.

В принципе понятно, откуда такие требования.

Сейчас одиннадцать классов школы нацелены на сдачу ЕГЭ, в котором очень важно правильным образом заполнять бланки. Если перенести ответы в экзаменационный лист невнимательно или неаккуратно, компьютер зачтет это за ошибку, что приведет к снижению итогового балла. Плохо и для выпускника, и для школы, которая заинтересована в высоких результатах учащихся.

К сожалению, в погоне за нужным количеством отступов есть риск забыть о сути изучаемых предметов.

Такая история произошла со мной, когда я училась в средней и старшей школе. Это были 2003–2009 годы. Мы были в рядах тех, кто первым писал ЕГЭ по всем предметам вместе со всей страной в 2009 году.

О том, что мы будем сдавать ЕГЭ, стало известно то ли в 10-м, то ли в 11-м классе.

Учитель истории на первых уроках по своему предмету предупредила, что будет учить нас по классной и проверенной методике, которая точно даст результат. То же самое она рассказала нашим родителям на собрании.

Речь шла о написании тезисных планов глав из учебников. По сути, тезисный план представлял собой конспект, но оформленный строго определенным образом.

В самом начале надо было красиво и четко переписать в тетрадь название главы из учебника, затем отступить несколько клеточек вниз (сейчас я не помню точное количество — лишь сам факт, что это было регламентировано), поставить римскую цифру один и переписать название первого параграфа. Затем прочитать этот параграф и записать основные мысли под арабскими цифрами, отступив вправо еще две-три клеточки.

Если ты хотел расписать пункт под арабской цифрой, то надо было отступить еще две клеточки влево и фиксировать тезисы, маркируя их дефисами.

© Depositphotos

В итоге если ученик четко следовал всем рекомендациям по оформлению, план должен был внешне напоминать несколько перевернутых лестниц.

Поначалу мы действительно внимательно читали параграфы, старались включить в план действительно важное, следили за оформлением.

Учитель старалась поощрять нас добрыми словами и хорошими оценками. Но если оформление было неаккуратным или неправильным, историчка раздражалась, не разбираясь, какие ребенок выделил мысли, отчеркивала в конце плана линию и ставила тройку или двойку.

Просто за оформление.

Если же ты соблюдал все правила и в дополнение к этому использовал цветные ручки, выделял подпункты цветными маркерами, это вознаграждалось отдельной похвалой и пятеркой.

В прямом смысле отдельной — за особенно красивое оформление полагалось две пятерки.

К концу пятого класса все смекнули, что преподавателю важны не столько мысли, которые мы записывали в тетрадь, сколько то, как мы это делали.

Пятерки получали девочки и мальчики с каллиграфическим почерком.

Ребята с мятыми тетрадями без обложек и с ужасно оформленными планами выделились в отдельную касту «неприкасаемых» — учительница с нескрываемым пренебрежением листала такие тетради, потом мотала головой и бросала «Передать» или «Ужас, как неаккуратно». Могла назвать ученика неряхой или бездарем.

Бездарем, Карл! Только из-за того, что у тебя листы у тетрадки кудрявятся, а в плане размазалась ручка!

Один из таких бездарей, кстати, потом поступил на истфак МГУ, и вряд ли он обязан этим учительнице, от которой семь лет выслушивал обидные шутки о своих кривых руках и неаккуратном почерке.

В школе я входила в число прилежных учениц, которых учительница истории всегда хвалила. По предмету стояла пятерка. Но думаю, что все понимают: это была профанация.

© Depositphotos

Помню, что в какой-то момент я стала делать план следующим образом: не читая параграфа, просто аккуратно переписывала лесенкой по первому предложению из каждого абзаца.

Всё. Вот и весь секрет успеха. Никаких тебе дат, имен.

Базовыми знаниями по истории я обязана курсам при философском факультете МГУ, которые посещала в старших классах.

А школьная история, к сожалению, так и будет связана в моей памяти с бесполезным переписыванием части учебника в тетрадь.

Поэтому, когда сейчас я слышу, как некоторые учителя мучают (по-другому не сказать) детей оформлением работ, мне становится очень грустно. Я вспоминаю, сколько часов мы потратили на оформление планов, чтобы получить — нет, не знания, а пару лишних пятерок в школьный журнал.

Мне совсем не хочется мести всех учителей под одну гребенку — следить за порядком в тетради важно и нужно. Но не надо возводить это в культ так, чтобы все остальное (самое главное!) переставало иметь какое-либо значение.

Дорогие учителя, не мучайте детей оформлением работ. И не делайте так, чтобы дети считали, что оформление — это главное в вашем предмете.

Фото: Depositphotos

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!