Образование

Советы учителям и родителям, как организовать дистанционное обучение и не сойти с ума

© Depositphotos

Разбираемся в нюансах новой формы обучения, а также рассказываем, как педагогам выстроить коммуникацию с родителями.

Прошел месяц с того момента, как большая часть школ по всей России перешла на дистанционную форму обучения. К такому повороту событий не было готово подавляющее число учителей и родителей. Педагогов за считанные дни вынудили освоить новые методы работы, родителей — подготовить для детей подходящее место для учебы, а школьников — втянуться в образовательный процесс в непривычных для них условиях.

Чтобы поддержать педагогов и семьи в эти нелегкие времена, мы попросили директора Семейной школы «Макарун» Лолу Шурыгину поделиться своим опытом перехода на новый формат обучения и дать рекомендации своим коллегам, как организовать работу с классом и коммуникацию с родителями максимально эффективно.

В конце колонки родители найдут несколько советов, как обустроить рабочее место для школьника.

Лола Шурыгина

Дистанционное обучение оказалось испытанием для всех участников процесса. В первую очередь стоит сказать о принудительности его введения — формат онлайн-занятий подходит далеко не всем детям, однако у нас не было выбора.

Сроки перехода обозначили очень сжатые. Учителей не снабдили точными инструкциями. Не было школ, которые до этого успешно совмещали онлайн- и офлайн-формы, поэтому большинству из педагогов пришлось по крупицам собирать информацию из разных источников, чтобы организовать уроки на достойном уровне.

Учитель и ученик в онлайн-процессе: как сделать урок интересным

Если раньше в обычном уроке преобладала групповая работа или фронтальный опрос, то в онлайне от этих форм пришлось отказаться. Ребенок сидит дома наедине с компьютером или планшетом, учитель что-то вещает, но находится далеко и выразительные взгляды не действуют. Как быть?

Прежде всего, стоит признать, что темп урока придется поддерживать высоким (если вам важно, чтобы ученики не отвлекались).

Ребенок не должен уползать в параллельную реальность, поэтому чередование заданий и объяснений следует по возможности ускорить. Даже проверки знаний нужно проводить в максимально сжатой форме, чтобы ребята не отвлекались и не успевали отыскать нужный ответ в интернете.

Важно по-прежнему воспринимать детей как класс, но на время отдать приоритет индивидуальному общению с учеником.

Да, мы потеряем драгоценные минуты, но сможем поговорить с каждым. После этого экран компьютера не покажется таким бездушным, а атмосфера на уроке улучшится на ваших глазах.

© Depositphotos

Общение родителя и учителя

Многие родители вместо перехода на «нерабочие» дни оказались в ситуации удаленной работы и налаживания дистанционного обучения у детей.

Это огромная нагрузка на семью и с технической, и с организационной точки зрения. Как можно созваниваться с коллегами, если у ребенка «завис» урок? Как быть, если для какого-то задания нужен компьютер, а не планшет?

Все эти задачи приходится решать одновременно с рабочей нагрузкой и домашними делами. А выполнение и пересылка домашних заданий? Это же отдельный трудоемкий процесс.

Сейчас все оказались в непростой ситуации, но сделать ее комфортной под силу каждому участнику процесса — и родителю, и учителю, и ребенку.

Главное — действовать сообща.

Электронные дневники продолжают работать, существуют чаты, где можно уточнить информацию насчет домашнего задания.

Стоит заметить, что здесь речь идет об обоюдной ответственности. Домашние задания по объему не должны превращаться в испытания (экранное время для ребенка не может быть круглосуточным), а переписка с учителем не ведется бесконечно (он тоже спит, ест, делает уроки с детьми и иногда просто хочет отложить телефон и отдохнуть).

Понятно, что существуют экстренные ситуации, когда надо срочно выйти на связь и прояснить вопросы или разобраться в конфликтной ситуации.

Для этого лучше изначально оговорить временные рамки и случаи форс-мажора и придерживаться их, чтобы сложный опыт не превратился в постоянный стресс.

© Depositphotos

Что еще важно для онлайн-обучения

Для того чтобы ребенку было комфортно учиться, у него должен быть хорошо освещенный рабочий стол, на котором стоит компьютер или планшет, а также есть место для тетради и ручки.

Часть заданий переведена в онлайн, но когда мы вернемся в школу, будет здорово, если навык письма не исчезнет — поэтому писать в тетради тоже необходимо.

Почему ребенку следует сидеть за столом, когда дома он может учиться на кровати или диване? Мы говорим о физиологии: сложно лежать на кровати или развалиться в кресле и при этом быть полноценно включенным в работу. Так что на время уроков представляем, что мы по-прежнему в школе, садимся за стол и на стул и занимаемся (привычное положение поможет собраться).

Стоит помнить, что стакан воды рядом допустим (если вы уверены в ребенке и в водонепроницаемости клавиатуры), но игрушки и еду стоит убрать.

Мелькающие на экране посторонние предметы сбивают и ученика, и учителя, и всех остальных в классе.

И еще маленький момент. Помните, что даже если ребенок сидит в наушниках, то микрофон ловит все звуки вокруг, поэтому важна тишина (лай собаки и плач младенца тоже отвлекают).

Автор: Татьяна Сергеевна Наумова, учитель Семейной школы «Макарун»

Фото: Depositphotos

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!