Сколько времени нужно заниматься развивашками с дошкольниками
Довольно сложно не поддаться всеобщему увлечению развивающими занятиями. Как нащупать золотую середину в вопросах детских развивашек, игр и отдыха, «Летидору» рассказала Наталия Дербенева, практикующий психолог и соосновательница частного детского сада Infant School (@inf_school).
Что такое СанПиН и почему его важно изучить каждому родителю
Если родителям нужен ориентир в том, сколько времени можно уделять занятиям с дошкольником, то можно обратиться к СанПиН. Это санитарно-эпидемиологические правила и нормы, которыми регулируется в том числе время, которое отводится в детских садах играм и обучению. Правила формируют, опираясь на исследования методистов, педагогов, ученых, которые практическими методами вычислили оптимальные условия для развития разных возрастных групп дошкольников. Понятно, что эта формула не может быть универсальной, тем не менее, если у вас есть сомнения относительно ваших домашних занятий или интенсивности программы в детском саду / развивающем центре, СанПиН — это тот документ, к которому стоит обратиться в первую очередь.
Лучше всего заранее ознакомиться с ним, чтобы в разговоре с педагогами и воспитателями понимать, соблюдают ли они эти правила в своей работе.
Что необходимо знать об образовательной нагрузке дошкольников
Родители всегда хотят дать ребенку все и сразу, поэтому стараются вместить в его расписание как можно больше занятий, даже если речь о расписании дошкольника. Они просят частных преподавателей заниматься больше положенного, не обращая внимания на возраст детей — лишь бы получить желаемый результат. Порой малышей уже с 2-3 лет вовсю заставляют читать и писать. В 4-5 лет дошкольников натаскивают на программу первого класса.
Интенсивные занятия имеют ряд последствий, и не самых приятных. В период роста ребенок просто не готов к такой нагрузке и не может сидеть за партой, ему нужно двигаться. Из-за сверхнагрузки у малыша могут начаться проблемы со здоровьем. Второй важный момент: постоянное давление и интенсивные занятия могут привести к тому, что ребенок потеряет всякий интерес к обучению.
Представляете: к школе он будет уметь читать, писать, решать примеры, но лишится главного — любопытства.
Значит ли это, что нужно вовсе отказаться от занятий с дошкольниками? Вовсе нет! До 7 лет ребенок схватывает информацию на лету, и такого периода в жизни больше не будет. Чтобы не переборщить с нагрузкой, обучение должно строиться с учетом возрастных особенностей. Это один из основополагающих педагогических принципов. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психологического и социального развития.
От того, сколько малышу лет, зависит, сколько времени он может сохранять концентрацию.
Приведу самую простую схему, на которую стоит ориентироваться, когда вы планируете занятия с дошкольниками.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности может составлять:
- для детей 3-4 лет — не более 15 минут,
- для детей 4-5 лет — не более 20 минут,
- для детей 5-6 лет — не более 25 минут,
- для детей 6-7 лет — не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30-40 минут, а в старшей и подготовительной — 45 минут и 1,5 часа соответственно.
Между занятиями обязательно стоит выделить время на разминку (не менее 10 минут).
Все это также прописано в нормах СанПиН.
О чем еще важно знать родителям
Так как малышам сложно удерживать внимание, то ведущей деятельностью в дошкольном возрасте для них является игра.
Через нее дети учатся общаться со сверстниками, принимать решения и запоминать новую информацию. Занятия, организованные в форме игровых практик, удерживают интерес детей к предмету.
Приведу пример, как с помощью игры и смены разных видов деятельности педагоги увлекают малышей. На занятии английским воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с разными частями тела. Пока ребята изучают картинки, педагог вслух называет то, что изображено на иллюстрациях. Эти знания позже малыши закрепляют во время настольной игры, а затем на физкультминутке. Педагог берет массажный тренажер и, касаясь им рук, ног, головы малышей, проговаривает новые слова.
Суть такой методики заключается в том, чтобы ребенок «пропустил» новую информацию через все органы чувств: зрение, слух, тело и движение.
Это помогает мозгу собирать полноценный пазл и работать в удовольствие.
При организации занятий дома или выборе кружка / детского садика старайтесь учитывать эту информацию. Ищите воспитателей, которые будут не просто монотонно заниматься с малышами, но постараются организовать учебный процесс так, чтобы разжигать огонь познания.
Фото: Depositphotos, Pexels