Всему своё время: к чему на самом деле приводит раннее развитие детей
Кто помнит, каково это впервые в жизни подержать на руках грудного младенца? Крошечные ножки, крошечные ручки, хрупкий, уязвимый. Одно неловкое движение – и страшно даже представить…
Психика ребенка формируется уже после рождения. Её нельзя потрогать, легко сломать и тяжело восстановить.
Если у малыша случился перелом руки, то при должных действиях врача со временем кость придёт в норму. А вот если что-то случится с психикой, устранить «поломку» будет не просто. Хуже всего, эта «поломка» выдаёт себя не сразу, а постепенно — через проблемы в развитии, поведении или взаимодействии с миром. И тогда родители начинают задавать себе вопрос: а что же я сделал не так?
Как происходит психическое развитие ребенка
Высшие психические функции (ВПФ) – память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь – присущи только человеку. В их гармоничном развитии заложены возможности реализации, успешности, комфорта и гармонии в отношениях с окружающим миром.
Созревание психических функций последовательно и поэтапно происходит в детстве.
Освоение каждой психической функции требует от ребенка неимоверных энергетических затрат.
В определенные моменты жизни ребенок должен полноценно от начала до конца прожить абсолютно новый для него психический опыт. Причем в это же самое время кроха развивается физически – и это тоже ресурсозатратное испытание для его организма.
С другой стороны, в возрасте до 6 лет мозг ребенка очень пластичный, он способен вмещать в себя большой объем информации.
Малыш действительно легко и много запоминает, быстро осваивает новое. Мы получаем наглядное тому подтверждение: дети могут рано научиться читать, считать, запоминать сразу два языка, одновременно они танцуют, рисуют, поют.
Проблема заключается в том, что
при интеллектуальной «готовности» мозга к обучению еще не наступило его психическое созревание.
И энергию на освоение нового материала ребёнок берёт из тех ресурсов, которые должны расходоваться на запрограммированное природой развитие высших психических функций.
И речь здесь идет не только о методиках раннего развития и дополнительных занятиях. Взрослые допускают детей к неконтролируемой лавине информации – это работающая на полную катушку индустрия мультфильмов, игрушек (разумеется, развивающих!), цифровых игр и даже книжек.
Всё это идёт (может быть неосознанно!) от завышенных требований и ожиданий родителей – научить, не упустить, как можно раньше раскрыть в ребенке уникальные способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, потому что «после трех уже поздно».
Часто рассказывая о том, каких успехов достиг трехлетка на ниве раннего развития, родители уверены в том, что они прививают ребенку тягу к знаниям исключительно потому, что ребёнок «сам этого хочет» – читать, декламировать стихи, безошибочно узнавать в книжке репродукции картин Ван Гога…
Это лукавство. Ребёнок двух-трех-четырех лет не может этого хотеть.
На то, чтобы этому научиться, запомнить механические навыки, детская психика затрачивает огромный ресурс. Вопрос остается прежним – за счет чего.
А что же потом? Потом ребенок достигнет 13-15-летнего возраста. Развит, многому обучен, многое может продемонстрировать. Ведет себя хорошо, претензий нет. Но нет и тяги. Нет интереса. Нет стимула. В плохих компаниях не замечен, но и друзей не накопил.
Пытливость ума, жажда открытий, мечты, воображение, эмоции, осознание себя, уровень самоорганизации – все это где-то застряло в пути.
Что делать родителям, чтобы не замедлить психическое развитие ребёнка
Детям необходимо играть. Малыши учатся в игре, наблюдая за родителями. Взрослый – посредник между ребёнком и окружающим миром, и сам на первых этапах выступает в роли психических функций ребенка, называя предметы, обращая на что-то внимание крохи, предлагая повторить, а потом подумать.
Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Сначала предметные, потом сюжетные и ролевые игры удовлетворяют его текущие потребности, становятся предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности.
Именно игра способствует психическому развитию ребенка. Через неё малыш познаёт мир и приобретает навыки, которые понадобятся ему в учебе.
Игровая деятельность естественна для ребенка в возрасте до шести лет и не может нанести ему вреда, а вот учебная, при прочих равных условиях, – может (у 5-6-летнего ребенка для учебного процесса еще не дозрела кора головного мозга). Кубарем через две ступеньки.
Познавать этот мир ребенок должен исключительно по собственному желанию.
Модель развития считается нормальной только тогда, когда ребенок делает то, что ему хочется, а процесс познания для него комфортен (в нем не должно присутствовать элемента оценки, даже на уровне «хорошо» или «плохо» – любая оценка уместна только в учебной деятельности).
Перед ребенком стоит огромная череда задач – он должен научиться знакомиться, общаться, жадничать или, наоборот, быть щедрым, общаться с разными людьми (бабушки, дедушки, чужие, знакомые, девочки, мальчики).
Он должен научиться самостоятельно определять, что ему на самом деле интересно.
Задача взрослых – слышать и понимать своего ребенка, стать помощником.
И если ребенок двух лет видит книгу, не надо ждать, что он сядет ее читать. Тем более не надо обучать его чтению. Ребенку в определенный период развития этого не нужно. Что нужно? Порисовать на ней, оторвать страницу, попробовать книгу на вкус – опыт общения с книгой многогранен. Всему свое время. Это нормально.
Почему детям с задержкой речи особенно противопоказано раннее развитие
Речь – это одна из высших психических функций, наша потребность. Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности. У нас уже давно нет сверхчувствительного обоняния и слуха, так как эволюция «отключила» эту опцию общения. И мы пока не научились считывать мысли. Без речи мы не умеем общаться.
Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения.
У детей с нарушениями речи значительно снижено внимание, от тяжести речевого дефекта в большинстве случаев зависит степень нарушения развития мышления. Недоразвитость речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.
Таким образом, недоразвитие речи влияет на формирование всей психической деятельности ребенка. Такие дети требуют исключительного подхода.
Им особенно противопоказано раннее развитие, а применение завышенных требований к таким детям недопустимо.
Этот текст хотелось бы закончить говорящим примером из практики «Детской академии речи», когда ожидания родителей мешают услышать им собственного ребёнка.
_Ребенок 5,1 лет, заговорил позже срока, дерется в детском саду. Любящая мама очень опечалена таким поведением ребенка, проговаривает с ним ситуацию («драться плохо») и определяет наказание за провинность – три дня ребенок будет лишен возможности смотреть мультфильмы. На стене висит календарь, из которого мама вместе с ребенком (ребенок – непосредственный соучастник наказания) вычеркивает красным маркером три дня. Мама учит ребенка отвечать за свои проступки. Но в этом воспитательном акте «тонет» нечто очень важное – на вопрос «почему ты ударил мальчика и не попытался решить ситуацию другим способом?» ребенок отвечает: «Я хотел поговорить, но не смог, мне не хватило слов». _
Фото: Legion-media.ru,Depositphotos.com