Всему своё время: к чему на самом деле приводит раннее развитие детей

Специалисты логопедического центра «Детская академия речи» — о том, почему не стоит увлекаться ранним развитием и к чему приводят завышенные ожидания и требовательность родителей.

Кто помнит, каково это впервые в жизни подержать на руках грудного младенца? Крошечные ножки, крошечные ручки, хрупкий, уязвимый. Одно неловкое движение – и страшно даже представить…

Психика ребенка формируется уже после рождения. Её нельзя потрогать, легко сломать и тяжело восстановить.

Если у малыша случился перелом руки, то при должных действиях врача со временем кость придёт в норму. А вот если что-то случится с психикой, устранить «поломку» будет не просто. Хуже всего, эта «поломка» выдаёт себя не сразу, а постепенно — через проблемы в развитии, поведении или взаимодействии с миром. И тогда родители начинают задавать себе вопрос: а что же я сделал не так?

Как происходит психическое развитие ребенка

Высшие психические функции (ВПФ) – память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь – присущи только человеку. В их гармоничном развитии заложены возможности реализации, успешности, комфорта и гармонии в отношениях с окружающим миром.

Созревание психических функций последовательно и поэтапно происходит в детстве.

iconmonstr-quote-5 (1)
Освоение каждой психической функции требует от ребенка неимоверных энергетических затрат.

В определенные моменты жизни ребенок должен полноценно от начала до конца прожить абсолютно новый для него психический опыт. Причем в это же самое время кроха развивается физически – и это тоже ресурсозатратное испытание для его организма.

С другой стороны, в возрасте до 6 лет мозг ребенка очень пластичный, он способен вмещать в себя большой объем информации.

Малыш действительно легко и много запоминает, быстро осваивает новое. Мы получаем наглядное тому подтверждение: дети могут рано научиться читать, считать, запоминать сразу два языка, одновременно они танцуют, рисуют, поют.

Проблема заключается в том, что

iconmonstr-quote-5 (1)
при интеллектуальной «готовности» мозга к обучению еще не наступило его психическое созревание.

И энергию на освоение нового материала ребёнок берёт из тех ресурсов, которые должны расходоваться на запрограммированное природой развитие высших психических функций.

И речь здесь идет не только о методиках раннего развития и дополнительных занятиях. Взрослые допускают детей к неконтролируемой лавине информации – это работающая на полную катушку индустрия мультфильмов, игрушек (разумеется, развивающих!), цифровых игр и даже книжек.

Всё это идёт (может быть неосознанно!) от завышенных требований и ожиданий родителей – научить, не упустить, как можно раньше раскрыть в ребенке уникальные способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, потому что «после трех уже поздно».

Часто рассказывая о том, каких успехов достиг трехлетка на ниве раннего развития, родители уверены в том, что они прививают ребенку тягу к знаниям исключительно потому, что ребёнок «сам этого хочет» – читать, декламировать стихи, безошибочно узнавать в книжке репродукции картин Ван Гога…

iconmonstr-quote-5 (1)
Это лукавство. Ребёнок двух-трех-четырех лет не может этого хотеть.

На то, чтобы этому научиться, запомнить механические навыки, детская психика затрачивает огромный ресурс. Вопрос остается прежним – за счет чего.

А что же потом? Потом ребенок достигнет 13-15-летнего возраста. Развит, многому обучен, многое может продемонстрировать. Ведет себя хорошо, претензий нет. Но нет и тяги. Нет интереса. Нет стимула. В плохих компаниях не замечен, но и друзей не накопил.

Пытливость ума, жажда открытий, мечты, воображение, эмоции, осознание себя, уровень самоорганизации – все это где-то застряло в пути.

Что делать родителям, чтобы не замедлить психическое развитие ребёнка

Детям необходимо играть. Малыши учатся в игре, наблюдая за родителями. Взрослый – посредник между ребёнком и окружающим миром, и сам на первых этапах выступает в роли психических функций ребенка, называя предметы, обращая на что-то внимание крохи, предлагая повторить, а потом подумать.

Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Сначала предметные, потом сюжетные и ролевые игры удовлетворяют его текущие потребности, становятся предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности.

Именно игра способствует психическому развитию ребенка. Через неё малыш познаёт мир и приобретает навыки, которые понадобятся ему в учебе.

Игровая деятельность естественна для ребенка в возрасте до шести лет и не может нанести ему вреда, а вот учебная, при прочих равных условиях, – может (у 5-6-летнего ребенка для учебного процесса еще не дозрела кора головного мозга). Кубарем через две ступеньки.

iconmonstr-quote-5 (1)
Познавать этот мир ребенок должен исключительно по собственному желанию.

Модель развития считается нормальной только тогда, когда ребенок делает то, что ему хочется, а процесс познания для него комфортен (в нем не должно присутствовать элемента оценки, даже на уровне «хорошо» или «плохо» – любая оценка уместна только в учебной деятельности).

Перед ребенком стоит огромная череда задач – он должен научиться знакомиться, общаться, жадничать или, наоборот, быть щедрым, общаться с разными людьми (бабушки, дедушки, чужие, знакомые, девочки, мальчики).

Он должен научиться самостоятельно определять, что ему на самом деле интересно.

iconmonstr-quote-5 (1)
Задача взрослых – слышать и понимать своего ребенка, стать помощником.

И если ребенок двух лет видит книгу, не надо ждать, что он сядет ее читать. Тем более не надо обучать его чтению. Ребенку в определенный период развития этого не нужно. Что нужно? Порисовать на ней, оторвать страницу, попробовать книгу на вкус – опыт общения с книгой многогранен. Всему свое время. Это нормально.

Почему детям с задержкой речи особенно противопоказано раннее развитие

Речь – это одна из высших психических функций, наша потребность. Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности. У нас уже давно нет сверхчувствительного обоняния и слуха, так как эволюция «отключила» эту опцию общения. И мы пока не научились считывать мысли. Без речи мы не умеем общаться.

iconmonstr-quote-5 (1)
Задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии воображения.

У детей с нарушениями речи значительно снижено внимание, от тяжести речевого дефекта в большинстве случаев зависит степень нарушения развития мышления. Недоразвитость речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.

Таким образом, недоразвитие речи влияет на формирование всей психической деятельности ребенка. Такие дети требуют исключительного подхода.

iconmonstr-quote-5 (1)
Им особенно противопоказано раннее развитие, а применение завышенных требований к таким детям недопустимо.

Этот текст хотелось бы закончить говорящим примером из практики «Детской академии речи», когда ожидания родителей мешают услышать им собственного ребёнка.

_Ребенок 5,1 лет, заговорил позже срока, дерется в детском саду. Любящая мама очень опечалена таким поведением ребенка, проговаривает с ним ситуацию («драться плохо») и определяет наказание за провинность – три дня ребенок будет лишен возможности смотреть мультфильмы. На стене висит календарь, из которого мама вместе с ребенком (ребенок – непосредственный соучастник наказания) вычеркивает красным маркером три дня. Мама учит ребенка отвечать за свои проступки. Но в этом воспитательном акте «тонет» нечто очень важное – на вопрос «почему ты ударил мальчика и не попытался решить ситуацию другим способом?» ребенок отвечает: «Я хотел поговорить, но не смог, мне не хватило слов». _

Фото: Legion-media.ru,Depositphotos.com

Комментарии
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Семейный гороскоп
Загрузка...