Образование

Сердце отдаю детям: 6 мудрых высказываний педагога Сухомлинского об образовании

Мы собрали самые яркие высказывания советского педагога-новатора Василия Сухомлинского о школе, учителях, а также о том, как сохранить и приумножить желание учиться.

Он любил детей, учил их жить, быть пытливыми, узнавать мир, забирать из него лучшее и возвращать ему вдвое больше.

Василий Сухомлинский, советский педагог-новатор, создал систему воспитания и преподавания, основанную на гуманистических началах. Ещё 70 лет назад он писал о том, что интерес выше сухих знаний, вера мотивирует больше порицания, а предмет изучения всегда должен быть связан с реальной действительностью.

Свои книги Сухомлинский адресовал педагогам. Их нужно читать в качестве профилактики эмоционального выгорания.

Предлагаем вам познакомиться с самыми яркими цитатами выдающегося учителя и директора сельской школы.

Про учителей-мастеров педагогического труда

«Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».

Сухомлинский писал, что без желания учиться, а также вдохновения и готовности к преодолению трудностей, которые напрямую зависят от мастерства учителя, школы быть не может. Учитель должен ставить свой предмет всегда выше остальных, чтобы вдохновлять детей своими уроками на самые невероятные открытия.

Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.

Про отношения учителя и учеников

«Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично — ой, как трудно!)» .

Василий Александрович предостерегал: если учитель не замечает стараний ученика, тот теряет веру в свои силы, становится настороженным, отвечает дерзостью на советы и замечания.

Или, напротив, у него притупляется чувство собственного достоинства, он привыкает к мысли о том, что ни к чему не способен. Сухомлинский писал:

Что может быть безнравственнее, чем подавить в человеке его чувство собственного достоинства!

«Урок — это совместный труд детей и педагога, и успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися».

Сухомлинский подчёркивал, что определяющее в отношениях учителя и учеников — их взаимная доброжелательность, а также оптимизм. Он напоминал своим коллегам, что в учёбе всё должно быть связано с интересами ребёнка и окружающим миром. Иначе ребёнок медленно и верно становится пассивным, нелюбопытным. А разве это свойственно детям?

Про методику обучения

«В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова».

Сухомлинский отмечал, что знания входят в жизнь школьника только тогда, когда становятся частью его обычной жизни. А вялость и хилость нервных клеток мозга можно излечить удивлением, изумлением, как вялость мускулов излечивают физические упражнения.

Педагог-новатор как будто бы знал то, что ждёт школу в будущем, и ещё 50 лет назад предостерегал своих коллег: «Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов — "все, мол, понятно", — это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки».

Он верил:

Успех в учении — это тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим.

Сухомлинский посвятил свою жизнь детям и тому, чтобы сберечь эту тропинку и огонёк.