Опубликовано 17 января 2013, 18:00

Учитель и дети: о профпригодности

Когда несколько лет назад по телевизору показали фильм Валерии Германики «Школа» полстраны, а особенно старшее поколение, было шокировано увиденным: так не бывает. Особенно поразило то, как дети ведут себя на уроках. А вели они там себя безобразно. А что думают сами дети по поводу "Школы" и безобразиях на уроках?
Учитель и дети: о профпригодности

Учитель и дети: о профпригодности

Когда несколько лет назад по телевизору показали фильм Валерии Германики «Школа» полстраны, а особенно старшее поколение, было шокировано увиденным: так не бывает. Особенно поразило то, как дети ведут себя на уроках. А вели они там себя безобразно.
Школьники же, напротив, ничуть не были удивлены. Поговорив со всеми знакомыми детьми, учениками  средней и старшей школы я получила такие ответы:
Ученики обычных «дворовых» школ,  куда принимают любого: "да, в фильме всё правда, у нас так в классах на многих уроках".
Ученики «дворовых» школ с более-менее приличными результатами по ГИА и ЕГЭ: "да, правда, на некоторых уроках".
Ученики гимназий, лицеев и специализированных школ: да, правда, у нас так на одном (двух) уроках часто бывает (называют предметы). Но чтобы сразу все так себя вели, чтобы весь класс безобразничал – такого нет.
Из разговоров с детьми становится понятно, что в любой школе есть уроки, которые проходят нормально и есть уроки, где дети разговаривают вслух, ходят по классу, веселятся и занимаются чем хотят.
Обычно школа – это довольно закрытый маленький мирок, где не любят «выносить сор из избы». Учителя и дирекция всегда в курсе того, как проходят уроки у некоторых их коллег. Но вслух об этом не говорят и обычно ничего не предпринимают.
Есть определённая категория учителей, на уроках у которых всё это происходит. Это могут быть мужчины и женщины, молодые и пожилые, с опытом работы и без оного – объединяет их всех одно: они профнепригодны. 
Это могут быть и люди с дипломом педвуза и люди без педагогического образования. Создать в классе атмосферу для нормальной  работы они не могут. «Не держат дисциплину» - вот обычное определение этой проблемы. Иногда такие «профнепригодные» учителя работают по много лет.
Из рассказов детей: «Географичку жалко… вчера все наши дебилы были в полном составе. Орали так, что ничего не было слышно. Она пыталась их успокоить, а они ещё больше разошлись. Она начала нам новую тему рассказывать, а всё равно ничего не слышно, только тем, кто на первой парте. Потом они глобус со шкафа достали, начали им кидаться. Ну, мы тоже смеялись. Правда, ведь смешно было. Потом из соседнего класса учительница пришла, наорала на нас, что ей работать мешаем, послала меня за нашей классной. Я пришла, ей сказала, а она отказалась к нам идти, говорит, скажи географичке, что я не могу к ней каждый раз на пятый этаж бегать вас успокаивать. Нет, у нас так плохо не на каждом уроке, только если все дебилы приходят. А так ничего бывает, только шумно очень… а вчера, я видела, она потом до конца урока просто сидела, ничего не рассказывала,  смотрела на нас…».
Самое интересное, что человек после такого урока не уволился, а продолжал ходить на работу и администрации не пожаловался. Тянулась такая ситуация несколько лет. Попросили её уволиться только после того, как дирекция школы узнала, что кто-то из детей записывал на видео какой-то особенно «смешной» урок географии. Побоялись, что всё это будет выложено в интернет. Пришла новая учительница географии, женщина средних лет, навела в классе железную дисциплину, завалила ничего не знающих детей домашними заданиями и начала учить географии.
«Химик опять ныл весь урок, какие мы моральные уроды. А сам чего-то бубнит у доски. Накинулся на меня, что я верчусь на уроке…конечно, я оборачиваюсь, у меня там смеются за спиной, а он мне:  я же внимания на них  не обращаю, вот и ты не обращай… легко ему говорить. Потом опять орал, что никто домашку не принёс. Девочкам пять раз замечания делал, а они даже не слышали, фотки смотрели…».
«Училка по МХК сегодня из класса выбежала. Потом завуч пришла, дневники у половины класса забрала, сказала, что мы все – умственно-отсталые…».
Бывает, что такие учителя, понимая бесполезность своих усилий, не хотят зря тратить нервы. «Математику на экономике сделаю. А что? Она всегда сидит за своим ноутбуком, говорит, чтобы не орали только, ну, чтобы в коридоре не слышно было. Конспект надо за урок написать. Что такое конспект? Параграф из учебника в тетрадь переписать и ей показать. Главное, чтобы побольше было написано. Она пять поставит. Сама нет, редко когда рассказывает…всё равно никто почти не слушает…».
Некоторые люди, понимая свою неспособность преподавать в школе, увольняются сами. И это, наверно, самая правильная и честная позиция по отношению к детям, родителям и школе.
«Пришла я в середине учебного года, мне дали два шестых, два седьмых,  десятый и одиннадцатый. Что и говорить, без страха вспомнить не могу: "ужас, летящий на крыльях ночи",  обычная областная школа. Сколько же сил надо было тратить на дисциплину! У кого-то получается, а у меня слишком мягкий характер. Кто его знает, как они этого добиваются, я помню только, как я у доски что-то рассказываю, пишу, дети тем временем в телефоны свои играют, музыку слушают, а соседний класс, который сидит без учителя (ушла по делам), каждую минуту врывается в дверь и зачем-то стучит огромной линейкой по столу. Дверь я запереть не могу, ее можно закрыть только на ключ и только с обратной стороны. Возникает желание так и сделать, а ключ выбросить. Вот был бы скандал!  Еле дотянула до конца года, потом уволилась».
Но в большинстве случаев этого не происходит: люди сами не увольняются, и их не увольняют. Что мы имеем в результате работы таких «профнепригодных» учителей?
Во-первых, нормально преподавать в такой ситуации невозможно, даже если учитель сам прекрасно знает предмет. Дети - это не взрослая, сознательная и мотивированная аудитория. Знаний по предмету у них не будет никаких. Причём, даже у тех детей, кто не прочь их получить.
Во-вторых, такая ситуацию развращает детей и, на мой взгляд, очень отрицательно влияет на их морально-нравственное развитие. Во многих классах есть «хулиганское ядро», состоящее из весёлых, не отягощённых интеллектом и духовным развитием детей. Слабину и неуверенность в учителе они, как зверёныши, чуют сразу. В школу им ходить скучно, и возможности развлечься они не упускают. Порой беспорядки на уроках носят характер настоящей травли учителя, в которой иногда принимают участие и развитые дети из хороших семей. Они не кидаются глобусом, нет, они изощрённо комментируют происходящее в классе, отпускают разного рода шутки и постоянно задают учителю неприятные, ставящие его в затруднительное положение вопросы. Большинство за всем этим с интересом наблюдает. И делает выводы о том, как весело, оказывается, издеваться над человеком и о том, что в жизни много чего можно. Даже дети, которые жалеют такого учителя, волей-неволей втягиваются в общую забаву.
В третьих, такой учитель обычно старательно скрывает все свои проблемы. Полкласса не пришло на урок? Зато он прошёл тихо и спокойно. Администрацию в известность ставить не будем.
Ситуация эта ещё осложняется тем, что сейчас в школах действует негласный запрет на выдворение детей из класса во время урока за плохое поведение. А мало ли куда он направится, когда его выгонят? Вдруг с ним что-нибудь случится, а школе отвечать.
Интересно, что когда просишь объяснить детей, почему у одного учителя на уроках тишина и порядок, а у другого шум и гам, ничего толком сказать они не могут. Отвечают, как и взрослые: он (она) не умеет держать дисциплину в классе. А как её держать? Из класса выгнать учитель не может, рукоприкладством заниматься не может, обращения к родителям хулиганов обычно бесполезны. Выгнать из школы? В настоящее время это очень трудно. Только с согласия родителей: у ребёнка есть право на получение среднего образования в ближайшей к дому школе.
Чтобы держать дисциплину в классе, остаётся только одно средство: собственный сильный характер. А также природная харизма и наличие авторитета. Вещи очевидные, но трудно определяемые.
У преподавателей, которые работают со взрослыми людьми, так остро проблема отсутствия авторитета не стоит. Их могут не любить, не уважать и т.д., но вести себя при этом нормально: нервы человеку не трепать и знания получать, хотя эффективность преподавания тоже будет ниже, чем в случае работы уважаемого и любимого преподавателя.
Но дети - особая статья, и пройденные в педвузе курсы по детской психологии никаких гарантий на способность удержать дисциплину не дают. Однако в школах, при многочисленных аттестациях, этот фактор – неспособность учителя обеспечить нормальную дисциплину на уроках – почему-то никогда не учитывается.
«У нас молодой учитель по-английскому. Все учителя говорят, что он ужасно умный, несколько языков знает. Не знаю…наши двоечники с ним вообще не считаются, Сашей называют и на «ты». Недавно так его довели, что он от нас прямо на уроке ушёл, в соседний класс, к историчке. Мы потом за ним пошли, просили вернуться на урок. Она нас отругала, что ж, мол, вы так над человеком издеваетесь…» Конечно, при проверках из РОНО, когда в классе сидят посторонние люди и другие учителя, урок идёт нормально. «Весёлые хулиганы» - тоже люди и понимают, что к чему. Но как только двери за проверяющими закрываются, всё возвращается на круги своя.
Почему такие учителя не увольняются сами? Неужели приятно так унижаться каждый день? Наверно, причины у всех разные. У кого-то нет другого выхода, кто-то, возможно, считает свою работу нормальной.
Например, на вопрос на родительском собрании, почему же вы не увольняете географичку, ведь у неё на уроках творится чёрт знает что, причём во всех классах, классный руководитель, вздохнув, отвечает: да в курсе, мы, в курсе. А что делать? Вы не знаете, какая у неё тяжёлая ситуация дома. Она к нам из области каждый день мотается. Еле на работу устроилась. Да, ситуация тяжёлая: за три года её работы, за которую государство платило ей деньги, дети не получили никаких знаний по географии. Всех жалко: и детей, и родителей, и географичку.
Учителя  не очень-то сочувствуют слабому коллеге. Но открыто об этом не говорят и никаких мер не принимают. Цеховая солидарность.
«Я думаю, не можешь держать класс – вон из школы. Нечего бесплатный цирк для детей устраивать. Ситуация, когда взрослый, как мальчик для битья у стайки подростков, и нам страшно вредит. Мне после такого урока надо минут десять их на своём уроке в чувство приводить».
Учитель ведь, по определению, должен уметь выстраивать отношения в классе, разруливать конфликты, учить детей нормальному сосуществованию в коллективе, защищать слабых и не допускать травли аутсайдеров. Но если он сам себя не может защитить, какая уж тут работа с детьми.
Такие профнепригодные учителя есть в каждой школе. Об этом знают все:  учителя, администрация, дети и родители. Знают, но деликатно молчат.
Очевидно, что эффективный образовательный процесс в школе может идти только в условиях нормальной дисциплины на уроке. Никакой хороший учебник, отличная образовательная программа, передовая методика и правильная политика государства в области образования не дадут результата в ситуации, когда дети во время занятия делают, что хотят.
Конечно, география, МХК, экономика, химия и некоторые другие предметы, на которых и встречается чаще всего такая ситуация, не являются обязательными для сдачи на ЕГЭ. Но, на мой взгляд, они необходимы для общего развития детей, для формирования нормальной личности и не менее важны, чем русский язык и математика. Ведь задача школы и состоит в формировании гармонично развитого и образованного человека. Во всяком случае, так написано в законе об образовании.
Возможно, такая ситуация неизбежна в случае, когда в школу никто работать не идёт. Но, например, в Москве, учителям довольно хорошо платят и устроиться в школу не так уж и легко, однако такие «профнепригодные» учителя работают во многих школах.