"Звездные" игры для детей
Позавчера Степке купили телескоп. Мы его давно уже приметили в магазине, ходили вокруг да около, любовались, но купить рука не поднималась, очень уж дорого. Но тут мне на работе дали премию и на общесемейном совете мы постановили - телескопу быть! Он стал, если можно так сказать, новой вехой в нашем изучении астрономии. Ведь до этого целый год мы изучали карту звездного неба, рисовали звездолеты и, конечно же, придумывали и играли в разные «звездные» игры для детей.
Близко-далеко
Началось все с одной умной книжки. В ней были невероятно красивые снимки звезд, галактик, звездолетов. Но читать ее с ребенком было невозможно, очень уж много научных фактов. Дети же понимают только то, что могут потрогать, понюхать, попробовать на вкус… Поэтому бессмысленно говорить, насколько планета Солнце больше Земли и как далеко оно расположено - ребенок все равно не поймет. Для того, чтобы Степке все стало понятно интересно, я решил придумать очередную игру для детей с познавательным элементом. Величину планет я объяснял Степке на подручных предметах, например, Солнце было кочаном капуcты, а наша Земля – фасолиной.
Тоже самое и с космическими расстояниями. Их линейкой не измеришь! К тому же ребенку не очень понятно почему огромное солнце выглядит таким маленьким, когда мы на него смотрим.
Как-то мы со Степкой возвращались домой поздно вечером. По дорожке, что ведет к дому, горели фонари.
Когда мы укладывались спать, Степка выглянул в окно и сказал:
- Пап, а фонари-то совсем маленькие.
Действительно, с нашего двенадцатого этажа и люди, и деревья, и фонари - все выглядит крошечным. И тут меня осенило:
- Степка, фонари – это как наше Солнце и другие звезды. Когда находишься рядом, они кажутся большими, но стоит отойти на приличное расстояние, и они уже кажутся крошечными точками. Представляешь, как далеко от нас находится солнце, если оно нам кажется маленьким. А на самом деле то оно ого-го какое огромное!
Объяснение было найдено, и теперь Степке стало легче ориентироваться в космических расстояниях. Во всяком случае, я еще не раз при объяснении, как далеко находится та или иная планета, вспоминал про фонари. Уж очень удачным примером они оказались!
День и ночь
В изучении астрономии помогли и наши друзья, что живут в Америке. Как-то они перепутали время и позвонили нам слишком рано утром. Правда, у них был поздний вечер. Узнав это, Степка очень удивился. Как же это так получается, почему у нас светит солнце, а у них луна?
Чтобы наглядно объяснить ему смену дня и ночи, я взял глобус и фонарик и мы пошли в темную ванную комнату. Там я включил фонарик, направил его на глобус (в то самое место, где находится Москва) и сказал:
- Фонарик – это Солнце, а глобус – наша Земля. Все планеты вращаются вокруг Солнца и еще вокруг своей оси. Наша земля тоже.
В этот момент я начал передвигать глобус и пятно света, которое освещало Москву, стало удалятся. Москва погрузилась в тень.
- Вот видишь, что происходит: Солнце теперь освещает другую территорию. Постепенно оно добирается до Америки, смотри. Теперь у них день, а у нас в это время ночь.
Через несколько дней Степка попросил снова показать ему, как меняются день и ночь. В этот раз я обратил его внимание еще и на то, что ось Земли наклонена. Поэтому, даже если вращать глобус, один из полюсов всегда будет находится в области света – так я объяснил сыну что такое полярный день и полярная ночь.
Половинка Луны
Потом тот же фокус в ванной мы повторили с Луной. А вечером вышли на балкон и посмотрели на небо.
- Видишь, сегодня Луна похожа на огромный блин. Раз ее видно целиком, значит сегодня Полнолуние, то есть Луна полная.
Степка умудрился разглядеть на Луне глаза, нос и рот. Ему показалось, что Луна ему улыбается. Я же объяснил ему, что на самом деле на Луне много кратеров – ям от падений метеоритов (ведь у Луны нет атмосферы – которая как щит защищает нас, землян). И эти кратеры видятся нам, как рот и глаза.
Потом, в течение месяца мы наблюдали за Луной: видели, как она «таяла», потом вовсе исчезла, а затем опять начала расти, пока не превратилась снова в улыбающийся блин.
А мама нам рассказала, как определить, растет Луна или убывает:
- Когда к серпу Луны поставишь палочку слева и получится буква «Р» - значит, Луна растет. Если же приставить к половинке Луны палочку слева и получится буква «к» - значит, дело близится к концу, Луна убывает и скоро совсем исчезнет.
Солнце из пластилина
С Луной и Солнцем мы познакомились, пришел черед изучать другие планеты. У нашего любимого детского писателя Андрея Усачева есть такая считалка:
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Девять – дальше всех – Плутон.
Кто не видит – выйди вон.
Мы разучили считалку, а потом открыли нашу умную книжку с картинками и по ней стали лепить из пластилина планеты. Старались хотя бы приблизительно соблюдать пропорции и цвета планет.
А наша мама, которая увлекается астрологией, рассказала нам очень красивые истории о Марсе – боге войны (поэтому и планета красная), Венере – богине любви (поэтому и планета такая красивая)…
Решили, что в один из выходных обязательно сходим в музей Пушкина (ГМИИ) и посмотрим на статуи этих богов, в честь которых назвали планеты.
Я - Земля
Лепить из пластилина мы любим, но вот долго сидеть на одном месте – проблематично. Так что для того, чтобы лучше запомнить названия планет и всю информацию о них, мы устроили домашний интерактив. Когда к нам в гости пришли бабушка и дедушка, устроили игру. В центр комнаты поставили стул, а на него водрузили большой желтый шар - Солнце.
Дедушка, в прошлом военный, стал планетой Марс, красавица бабушка – Венерой, Степка – Землей, я, его верным спутником Луной, мама взяла халахуп, надела на себя и сказала, что она Сатурн. Увы, для «оживления» других планет людей не хватило. В следующий раз надо будет позвать еще соседей.
А пока мы включили космическую музыку (на кассете я нашел записать группы "Спейс"), приглушили свет и стали кружить вокруг Солнца.
Подвесной планетарий
В дополнение к предыдущей игре мы со Степкой из картона вырезали планеты, разукрасили их. Взяли картонку побольше, начертили на ней орбиты каждой планеты и все вырезанные и раскрашенные планеты прикрепили на свои места – свои орбиты. Этот мини-вариант Галактики висит теперь в Степкиной комнате.
На потолок же я наклеил люминисцентные звезды и кометы (такие сейчас продаются в магазинах, днем они накапливают свет, а вечером в темноте светят). Можно сказать, что у нас дома появился свой планетарий.
Солнечное затмение
Несколько лет назад, когда Степка был еще совсем маленький, в Москве можно было увидеть солнечное затмение. Но тогда сын еще не очень этим интересовался.
Теперь же я ему рассказал об этом удивительном астрономическом явлении. Объяснил почему и как это происходит, и что затмение можно наблюдать через закопченное стекло. Не знаю, когда удастся это продемонстрировать Степке на практике, но он очень заинтересовался.
Пока же мы наблюдаем за звездным небом в телескоп и мечтаем о том, что когда Степка подрастет, мы отправимся с ним в космическое путешествие. Надеюсь, к тому времени космический туризм будет уже развит вовсю.
_ Читайте также:
Тротуарная астрономия
ДНТТМ: где найти научный кружок
Музеи занимательной науки: русская версия
Куда сходить с ребенком, увлекающимся астрономией_
В новосибирском планетарии можно подсмотреть за космонавтами