Правильная похвала и адаптивные квартиры: как помочь ребенку с ОВЗ стать самостоятельным
ОЗВ – не повод отказывать ребенку в самостоятельности
Важно понимать, что не каждый взрослый человек или ребенок с ОВЗ может стать полностью самостоятельным. Серьезными препятствиями станут тяжелая форма ДЦП, (серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата), а также глубокая умственная отсталость и расстройство аутистического спектра (некоторые формы). Но это не повод для родителей опускать руки и ничего не предпринимать.
Даже если у ребенка тяжелая форма заболевания, важно заниматься его образованием и развитием. Терапия при любом возрасте дает плоды, даже если в первые годы жизни ребенок отстает от сверстников.
Дети с сохранным интеллектом или с умеренной умственной отсталостью способны выйти на самообеспечение (при условии сохранения у них двигательной активности) и самостоятельно обеспечивать свои потребности – в еде, одежде, жилье, других благах, обслуживать себя в быту и распоряжаться деньгами.
Если родитель понимает, что ребенок не сможет полностью обеспечивать базовые потребности
Один из страхов родителей особенных детей – неизвестность будущего. Как ребенок справится без них? Сможет ли жить один? Кто будет ему помогать? Сейчас в России развивается сопровождаемое проживание – когда детям с ОВЗ оказывают поддержку, опекают родственники или посторонние люди, например, социальные работники.
Они могут заниматься оплатой счетов, покупкой лекарств и продуктов, ведением «бухгалтерии» человека, помогает распределить бюджет на месяц. Это актуально для людей с тяжелой и глубокой степенью задержки интеллектуального развития, для которых освоение даже базовых навыков жизни в современном обществе может быть непосильной задачей.
Самостоятельность – чем раньше, тем лучше
Ребенок остается несамостоятельным ровно до того момента, пока это выгодно родителям. Часто маме проще самой накормить или одеть ребенка, чем научить его делать это самостоятельно. И это понятно. Ведь первые несколько раз (возможно, десятков раз) всем придется терпеть неудобства.
Это вредная практика: полностью забирая инициативу, родители подавляют процесс развития, познания ребенка. Постепенно он примет предложенные ему «правила игры» и сохранит пассивность, позволяя себя одевать, кормить и купать.
Известны случаи, когда в период реабилитации педагоги помогали детям выработать определенные навыки (например, умение одеваться), и ребята осваивались. Но стоило детям вновь вернуться в семью, и они не только не демонстрировали полученные умения, но возвращались к прошлой модели поведения, показывая родителям, что их надо одевать.
Некоторые родители дают самим себе «отсрочку» от уроков самостоятельности для ребенка, действуя при этом с позиции жалости не только к ребенку, но и к самим себе.
Есть ли оптимальный возраст для самостоятельности
В этом вопросе важно учитывать состояние ребенка, уровень развития и сопутствующие заболевания. Задача родителя – развивать навыки самообслуживания как у других детей, отдавая себе отчет, что отдельные навыки у ребенка могут не прижиться вовсе, либо эти навыки могут прижиться позже.
При проработке модели поведения с ребенком учитываются особенности здоровья, его характер и темперамент, также значимую роль играет эмоционально-волевая составляющая. Существует расхожее заблуждение в том, что у детей с ограниченными возможностями подавлена воля. Эмоции и воля детей с ОВЗ может проявляться несколько иначе, чем у нормотипичных детей, но она есть, и ее важно учитывать.
С чего начинать развитие самостоятельности
Для детей с нарушениями интеллектуального развития специалисты рекомендуют проводить поведенческую терапию, в том числе с методами альтернативного взаимодействия, поскольку у ребенка могут быть сложности с пониманием и воспроизведением речи.
В случаях отсутствия у ребенка нарушений умственного развития процесс обучения. Самая сложная задача предстоит родителям, чьи дети имеют нарушения в области умственного развития и нарушения развития опорно-двигательного аппарата.
Для детей с сохранным интеллектом лучшим методом поддержки будет подбадривание, похвала.
Дети с несохранным интеллектом — через пищевое подкрепление, например, конфеты за правильные решения, либо «мотивационные» вещи (к примеру, в перерывах между задачами дать ребенку любимую игрушку).
Также важно обратиться за помощью к эрготерапевту и поведенческому терапевту. Первый помогает вырабатывать социальные, бытовые, двигательные и функциональные навыки у ребенка. Задача второго специалиста – выстроить поведенческой модели, направленной на коррекцию нежелательного поведения.
Еще один шаг к самостоятельности ребенка – участие в программах с использованием адаптивных квартир, проживая в которых дети могут освоить необходимые бытовых и социальных навыки.
Несколько учеников с ОВЗ заселяются в такую квартиру на оговоренный период времени. Под контролем коррекционных педагогов дети вырабатывают бытовые навыки, а также навыки жизни в социуме.
Адаптивные квартиры направлены на повышение комфорта среды для учеников: в комнатах устанавливаются специальные перемещающиеся шкафы, чтобы детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата было удобнее хранить и пользоваться вещами. В стандартную программу обучения входят походы в магазин, выбор продуктов и готовка еды, обращение с бытовой техникой и другие полезные бытовые навыки.
Фото: Freepik