Подготовка к школе: чему не учат на курсах
Собираясь отправлять ребенка в школу, мы стремимся сделать хотя бы первый учебный год чуть легче, успешнее. Убедить себя и ребенка, что школа это не «бодяга на 11 лет», а довольно интересное время познания нового. Для этого мы отдаем будущего первоклассника в дошкольные лицеи, прогимназии и просто на курсы, где дети старательно три раза в неделю пишут крючки и палочки, складывают двух мишек с тремя зайчиками и читают длинные отрывки из букваря (нередко – из такого же, какой получат 1 сентября).
Однако в школу отправляется не только мозг ребенка и его правая рука – но и все тело. А вот его-то мы подготовить забываем.
Если ваш ребенок уже ходит в спортивную секцию или проявляет чудеса ловкости на детской площадке, ему будет легче перенести вынужденную сорокаминутную неподвижность. Всем остальным же стоит обратить внимание на физическую готовность ваших детей.
Что должен уметь ребенок к первому классу?
- уверенно ориентироваться в пространстве, знать, где право, лево, верх и низ, различать при движении «вперед», «назад», «вбок»; - уметь сохранять относительную неподвижность несколько минут и «застывать» на 10-15 секунд; - прыгать на одной ноге не меньше десяти раз кряду; - перепрыгивать через невысокие препятствия на одной и двух ногах; - ловить и отбивать мяч; - стоять на одной ноге, не теряя равновесия, 10-15 секунд; - перекидывать маленький мяч из руки в руку, не роняя его; - повторять движения взрослого, копировать заданную им позу;
Все эти навыки прекрасно оттачиваются в играх – прятки, «вышибалы», «море волнуется». Все наше дошкольное детство проходило во дворе, мы играли со сверстниками и старшими ребятами – и готовились к школе. Сейчас дворовые игры почти ушли из нашей жизни, поэтому вам, родителям, придется помочь своему ребенку.
#
Когда мы видим, как дети гримасничают, немедленно готовы прикрикнуть: «Прекрати кривляться!» А ведь, корча рожицы, ребенок готовит свои лицевые мускулы, артикуляционный аппарат к произнесению сложных слов, к изучению иностранного языка и к более успешному освоению родного.
Покривляйтесь вместе с ним. Раскройте широко рот, достаньте языком до верхней губы, потом до нижней, дотянитесь до щек. Надуйте щеки – сначала обе, потом по очереди каждую. Вытяните губы трубочкой как можно дальше. Дотянитесь языком до носа. Не получается? Есть, к чему стремиться!
# #
Отдельно нужно сказать о навыках самообслуживания и умению слушать и понимать сигналы собственного тела. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь вовремя попроситься в туалет, не дожидаясь последней минуты, когда уже невозможно терпеть. При этом стоит научить его ходить в туалет по всем правилам: не забыть застегнуть штаны (в садике поможет нянечка, но в школе никого рядом не будет) на молнию и пуговицу и непременно вымыть руки.
Сигналы организма « я хочу пить» и « я голоден» тоже нужно уметь правильно опознать. Особенно важно это детям с синдромом дефицита внимания, которые без своевременной «подпитки» могут «выйти из берегов».
#
Стоит помнить, что готовность к обучению складывается из множества факторов. Ей нельзя научить – она формируется всем дошкольным детством. Но всегда можно постараться избежать перекосов в «интеллектуальную» сторону и помочь ребенку развиваться гармонично.