Образование4 мин.

Почему ваш школьник постоянно заваливает контрольные работы

И как это исправить

© Depositphotos

Контрольные работы снятся нам в страшных снах даже спустя много лет после окончания школы. Что говорить о нынешних учениках, для которых проверочные и самостоятельные работы — одно из неприятных обстоятельств их учебной жизни. Подготовка к ним отнимает много сил и времени, а написание и последующее ожидание оценки (иногда не самой приятной) — большой стресс для многих учеников. Что делать, если ребенок часто заваливает контрольные даже при нормальной успеваемости? В чем причина таких неуспехов?

На эти и другие вопросы «Летидора» ответила Ксения Ким, методист по математике образовательной онлайн-платформы Учи.ру (@uchi_ru).

Ксения Ким, методист по математике образовательной онлайн-платформы Учи.ру

Первая причина, по которой ребенок не справляется с контрольными, — это стресс

Он в свою очередь может иметь под собой несколько оснований, например, банальное отсутствие опыта в написании контрольных, страх получить плохую отметку (= не оправдать ожидания учителя, родителей) и сильная перегрузка в школе.

Опыт ребенок приобретет с практикой. Если вы хотите помочь своему школьнику подготовиться к контрольным, порепетируйте трудную ситуацию дома. На нашей платформе есть бесплатный сервис по созданию проверочных работ по русскому языку и математике, которые можно выполнять дома.

Со страхом плохих отметок также можно справиться самостоятельно. Стоит избегать позиции «от отметок зависит твоя судьба». Это только повысит тревожность. Еще важно публично не критиковать за плохо написанную работу и попросить педагога избегать таких высказываний. Надо не осуждать за плохую отметку, а помочь школьнику найти причины ошибок, исправить их.

Стресс может быть вызван неудачным стечением обстоятельств — когда на один день выпало несколько сложных тем, небольшая проверочная и контрольная.

© Depositphotos

Есть несколько условий, которые учителя должны соблюдать, чтобы минимизировать у детей стресс от контрольных.

  1. График контрольных, которые длятся более 30 минут, должен быть заранее утвержден школой (не позже, чем через две недели после 1 сентября) и опубликован на сайте организации.
  2. Для написания контрольной дети должны пройти значительную часть материала, чтобы ученики могли дать адекватную обратную связь, а учитель понять — усвоили его подопечные материал или нет.
  3. Контрольные разрешено проводить во вторник или в среду. Не рекомендуется ставить самостоятельные в дни после праздников.
  4. Лучшим временем для проверки знаний считаются второй и третий уроки. Не советуют ставить контрольные следом за физкультурой из-за того, что дети пребывают в перевозбужденном состоянии. Первый и последний уроки также считаются неудачными для самостоятельных, так как умственная активность детей на них снижена.
  5. В день разрешено проводить не более одной контрольной. Проводить проверки знаний стоит не чаще, чем раз в две с половиной недели (по каждому предмету). На одной неделе не должно быть больше двух контрольных работ.

Все перечисленные требования можно найти в санитарных правилах для школ (СанПиН). Образовательные организации обязаны соблюдать их.

Вторая причина — ребенок не следит за временем

Время, особенно для детей начальной школы — абстрактное понятие, им сложно за ним уследить.

Поэтому важно учить детей соблюдать тайминг. Напоминать, что время подходит к концу, — не лучшее решение. Это нервирует, школьники торопятся и допускают ошибки. Лучше действовать по схеме:

  • Заранее обговаривать время на выполнение домашней работы.
  • Ставить «визуальные маяки», например песочные или электронные часы. Так дети будут учиться ориентироваться во времени. Главное — делать это регулярно.
  • Когда навык работать по таймингу будет сформирован на хорошем уровне, стоит научить соблюдать время по механическим часам или без них, рефлекторно.

Третья причина — у ребенка проблемы с пониманием задания

Многие школьники испытывают трудности на этапе знакомства с заданием.

Тут проблема часто кроется в том, что на уроках ребята решали однотипные задачи: в них менялись только числа, а все остальное надо было делать по образцу. Если в контрольной встречается другая формулировка задания на пройденную тему, дети теряются.

Как работать с этой проблемой? Вместе решать нестандартные задачки — дома или на курсах по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

© Depositphotos

Четвертая причина — ребенок невнимателен

Не заметил запятую, случайно ошибся в подсчете, не так прочитал задание — знакомая ситуация?

Не ругайте школьника за невнимательность — обычно это дает лишь кратковременный положительный эффект, а затем проблема возвращается.

Лучше заняться тренировкой внимания и памяти: играть в логические, развивающие игры, просить ребенка выполнить какие-то домашние дела, учить песни, стихотворения.

Пятая причина — ребенок не успел подготовиться к контрольной

Поток информации, в котором варится ребенок, огромный. Далеко не каждый школьник способен усвоить то количество знаний, которое ему дают. Программа плотная, учитель должен следовать календарно-тематическому планированию и не может несколько раз объяснять одну и ту же тему. Педагогу часто не хватает времени, чтобы закрепить материал на хорошем уровне.

Необходимо учитывать, есть ли у школьника интерес к предмету. Возможно, ему просто не нравится дисциплина, по которой он регулярно заваливает контрольные. Выясните этот момент и примите решение, которое устроит и вас, и ребенка (например, взять пару дополнительных уроков и дотянуть до «тройки» или «четверки» или оставить все как есть).

Помните, что на плохой отметке за контрольную жизнь не заканчивается.

Если успеваемость ребенка сильно беспокоит вас, стоит обсудить этот вопрос и с учеником, и с учителем. И выработать максимально понятную стратегию, как преодолеть трудности.

Фото: Depositphotos