Не ленивый, а без мотивации: 5 способов оживить интерес школьника к учебе
Напомним, что все российские школы возвращаются к традиционной форме обучения. Если ваш ребенок был на дистанционке, то, скорее всего, он будет счастлив вернуться в класс и продолжить обучение в обычном режиме.
Но что, если его мотивация к учебе угасла? А ведь именно она – залог хорошей успеваемости ученика. И лень здесь, как правило, ни при чем, ведь ребенок от природы любознателен.
Актуальными рецептами повышения мотивации после каникул с нами поделились педагоги-психологи Городского психолого-педагогического центра Москвы: Сергей Алексеев, Лилия Зверобоева и Лариса Назарова.
Свяжите интересы ребенка со школьными предметами
Зачастую школьники не настроены учиться, потому что считают, что эти знания им не пригодятся в будущем, а значит – они попросту теряют время. Но это не так.
Покажите ученикам, как школьные знания помогут им добиться успеха, упростить жизнь, стать интересным и разносторонним человеком.
Если они хотят написать интересный пост в соцсетях – им нужны знания русского языка. Если они захотят в будущем стать разработчиками игр, им понадобятся знания по математике и физике. А для того, чтобы простроить свой идеальный маршрут для путешествий, – нужно иметь представления о географии.
Более того, обучение и обогащение информацией не ограничивается школой: современный взрослый учится в течение всей жизни, не потому что «надо», а потому что это действительно интересно – узнавать больше об окружающем мире.
Вводите в жизнь элемент случайности
Не секрет, что рутина плохо сказывается на мотивации: даже взрослые периодически выгорают на любимой работе из-за цикличного распорядка дел и поручений. То же самое происходит и со школьником. Даже если ребенку нравится учиться, при одном взгляде на количество уроков у него может пропасть энтузиазм – особенно после продолжительных праздников и каникул.
Поэтому родителям стоит внести в жизнь разнообразие и элемент случайности.
Например, подбросьте монетку, чтобы решить, чем вы вместе займетесь после уроков.
Или приготовьте коробочку с фантами, на которых напишите название разных сюрпризов, которые можно будет получить в неожиданные моменты, – это может быть сладкий подарок, посещение необычного мероприятия или другой бонус за отличную учебу. И ученическая жизнь станет не такой уж безрадостной!
Формируйте самооценку
Мотивация связана с личностной позицией: если у школьника есть внутреннее убеждение в том, что он умный, талантливый, способный, то и стремления к выполнению уроков будет больше.
Родителям стоит усиливать личностную позицию школьника с помощью установок и аффирмаций на учебу (аффирмация – позитивное утверждение, которое при многократном повторении заменяет собой негативные образы и формирует позитивные).
«Я сильный», «Я справлюсь», «Я умею считать», «Я способный ученик».
Такие установки помогут ребенку поверить в себя и начать выполнять задания самостоятельно.
Есть огромное количество способов похвалить ребенка – не упускайте возможность сказать: «Я тобой горжусь», «Изумительно», «Мастерски», «Чудесно» и так далее.
Делайте ставку на кумиров ребенка
Почти любой интерес школьника можно перевести в русло науки – пользуйтесь этим, чтобы развить в ребенке любознательность. Привлекайте к процессу обучения кумиров ребенка – как реальных людей, так и вымышленных персонажей.
Если ребенку нравится Илон Маск – это повод поговорить о космосе, физике, астрономии, рассказать о Сергее Королеве и Юрии Гагарине. Если ребенок фанатеет от серии фильмов про Гарри Поттера – это повод поговорить о литературе.
Не забывайте о соревновательном моменте.
Если школьник не выпускает из рук телефон, установите ему несколько обучающих приложений, например по изучению иностранного языка, и соревнуйтесь – кто из вас выучит больше слов за неделю.
Подайте собственный пример и покажите свою включенность
Все начинается с личного примера и бесспорно приоритетного влияния родителей. Это то, что в первую очередь закладывает и поддерживает формирующуюся мотивацию ребенка. А это значит, что, если вы хотите, чтобы мотивация стала верным спутником вашего ребенка, действуйте.
• Заведите дневник достижений ребенка и ведите его совместно: это может быть нарисованная от руки табличка с наклейками или рисунками-бонусами за самые разные маленькие успехи, или записи-хроники событий, или продвижение по карте к какой-то конкретной цели (умение решать пример, навыки рисования и тому подобное).
• Пользуйтесь образовательными порталами – не только с целью научить чему-то ребенка, но и для собственного самообразования.
• Если у вас есть работа, которую можно выполнить удаленно дома, предложите своему ребенку помочь вам.
• Собирайте вместе со школьником аудио-, видеобиблиотеку по интересующей его теме, предмету, обязательно показывайте свои коллекции, связанные с вашим любимому делом, хобби, работой.
• Участвуйте в школьных мероприятиях, в проведении образовательных акций, дне открытых дверей, встречах с авторами учебников, интересных книг. Этим вы подтверждаете важность школьной жизни и школьных навыков.
Учите ребенка активности делом, а не на словах.
• Планируйте фитнес для души и тела – это могут быть спортивные тренировки, долгие прогулки, совместное чтение, рисование, приготовление завтраков или ужинов по выходным дням, настольные игры, участие в детско-родительских психологических занятиях и многое другое. Все это помогает ребенку сохранять живой интерес и любопытство, сбрасывать лишнее напряжение, а также учит, как проводить свободное время, распределять его между важным и любимым, необходимым и вроде бы не очень, знакомым и пугающе новым.
Так, умение планировать встраивается в обычную жизнь, и ребенок воспринимает его как нечто само собою разумеющееся.
Фото: Depositphotos, Freepik.com