Не лень, а дислексия: что делать, если у ребенка проблемы с чтением
Обучение чтению у всех детей происходит по-разному. Один ребенок овладевает навыком плавно и быстро: уже в первом классе он достигает хороших результатов. Другому все дается намного сложнее.
Считается, что к концу начальной школы дети должны достаточно бегло читать, держать хороший темп. Ученика, который к этому времени не подружился со словами, ждут сложности: не только с русским и литературой, но и с другими предметами, где к четвертому-пятому классу существенно возрастает объем текстовых заданий.
Что делать, если вы заметили сложности с чтением у своего школьника, и вы не можете решить их за пару дополнительных занятий? На этот вопрос отвечают логопеды Городского психолого-педагогического центра Виктория Морозова и Марина Шпартько (@gppc.mskobr.ru ).
Если у ребенка наблюдаются систематические проблемы с узнаванием букв, складыванием слогов в слова, не стоит делать поспешные выводы и обвинять школьника в неприлежности и лени. Возможно, у него дислексия.
Дислексия — это специфическое нарушение способности к обучению. Ребенок не может быстро и точно распознавать написанные слова и понимать смысл написанного (напечатанного) текста.
Когда обращаться к специалистам, чтобы предупредить дислексию
Первые тревожные симптомы дислексии проявляются в дошкольном возрасте. Поэтому родителей должно беспокоить, если ребенок:
-
отстает по нормам развития речи;
-
не может правильно удерживать ложку, а в возрасте 5-6 лет карандаш при рисовании;
-
испытывает трудности при застегивании пуговиц, завязывании шнурков (в 6-7 лет);
-
не может повторить серию ударов по столу игрушечным молоточком, палочкой или карандашом по образцу: I II или III II и другие;
-
в возрасте 6-7 лет путает цифры 5-2, 7-1, испытывает трудности с прямым от одного до десяти, и обратным, от десяти до одного, счетом;
-
плохо ориентируется в частях тела и на листе бумаги, постоянно путает «право-лево»;
-
в возрасте 5-6 лет путается во временах года, частях суток, а позже в днях недели;
-
с большим трудом запоминает стихотворения;
-
не различает и не может повторить слоги, например, па-ба-па, да-та-да и пр.;
-
не любит игр с правилами и последовательными инструкциями.
Если вы можете поставить галочку напротив большинства из перечисленных пунктов, то стоит насторожиться.
Что делать, если вы подозреваете у ребенка склонность к дислексии
Первое. Прежде всего, не следует полагаться на русское «авось»: само все пройдет. Вполне возможно, что у этих нарушений есть медицинские основания. Поэтому необходимо проверить у ребенка зрение и слух, а также получить консультацию невролога.
Снижение остроты зрения приводит к тому, что ребенок попросту не различает шрифт. Снижение слуха — к тому, что ребенок неверно воспринимает устную речь, не различает некоторые сходные звуки (б-п, а-э, с-ш), поэтому путает буквы при чтении.
Второе. Обратиться к специалистам-педагогам. Они подберут нужные для конкретного ребенка занятия, где в играх и игровых упражнениях вполне возможно преодолеть возникшие трудности.
Третье. Если вашему ребенку 6 лет, пройдите с ним психолого-педагогический консилиум (есть в каждой школе) — специалисты определят, есть ли у дошкольника предрасположенность к дислексии.
Младших школьников также можно привести на консультацию консилиума: вы получите дифференцированную диагностику сформированности навыков письма и чтения.
Со школьником 5-7 класса обращайтесь в Ассоциацию родителей и детей с дислексией: квалифицированные специалисты обязательно помогут справиться с трудностями.
Чего не стоит делать
1. Паниковать и искать быстрое эффективное средство. «Благоприятная» почва для развития дислексии закладывается еще в дошкольном возрасте, если ничего не предпринимать. А восстановление требует времени. Это надо понимать.
Поэтому, если у школьника обнаружили дислексию, наберитесь терпения. Вам и ему предстоит много работы!
2. Объяснять плохое чтение и письмо своего чада нерадивостью и ленью. Это бессмысленно. Совет «побольше читать и писать» в этом случае не работает.
Помните, что дети с дислексией вполне способны овладеть чтением и письмом, если с ними будут целенаправленно и систематически заниматься специалисты, а родители — закреплять достигнутые успехи дома в благоприятной и комфортной обстановке с уверенностью, что трудности преодолимы.
Фото: Depositphotos