Образование7 мин.

На войне с буквами: 5 факторов, влияющих на развитие дисграфии у ребенка

И что делать, чтобы не провоцировать эту особенность у дошкольника.

До недавнего времени термин «дисграфия» был известен лишь узкому кругу специалистов. А многие дети (и, кстати, взрослые тоже) были вынуждены смириться с ярлыком бесперспективных неучей. Сегодня ситуация меняется. Дети-дисграфики вместо тычков и насмешек получают шанс качественной компенсаторной помощи.

Специалисты Детской академии речи объясняют, что такое дисграфия, и предупреждают родителей о некоторых факторах, которые могут спровоцировать развитие этого нарушения.

Что такое дисграфия

О наличии дисграфии свидетельствуют ошибки на письме, никак не связанные со знанием или незнанием норм правописания.

Дисграфия — это нарушение развития. Это объективная невозможность полноценного овладения письменной речью, которая возникает из-за недостаточной функциональной сформированности мозговых структур, отвечающих за письмо.

Почему же сегодня этот диагноз настолько на слуху? Говорит ли это о том, что это какая-то новая «болезнь XXI века» и раньше дети таким заболеванием не страдали?

Утверждать, что раньше дисграфии не было, не совсем правильно. Даже наши бабушки могут вспомнить хотя бы одного-двух одноклассников, которые на уроках словесности были вечными объектам насмешек учителей.

Про таких «неучей» говорили: «Ошибка на ошибке сидит и ошибкой погоняет».

Школьных учителей раздражал сам факт того, что этих детей ничему невозможно научить, сколько ни бейся.

Разумеется, ответственность за такую неуспеваемость возлагалась на самих детей.

То есть такая проблема была всегда, но сегодня дисграфиков действительно стало больше. Почему? Давайте разбираться в объективных причинах и факторах, которые могут повлиять на развитие нарушения.

Фактор 1: дефицит живой речи

Если говорить о фонематической стороне речи, всего несколько десятилетий назад дети были окружены живой речью гораздо в большей степени, нежели сейчас: им много читали, с ними много разговаривали. Они были пассивными соучастниками беседы взрослых, а не сидели перед телевизором или в колясках, пока мама «общается» в мессенджерах.

Сегодня живая речь зачастую заменена аудиоформатами.

Родители отказываются читать вслух, ссылаясь на отсутствие навыка художественного чтения или нехватку времени, и поэтому включают ребенку аудиокнигу.

Дошкольнику же речь интересна сама по себе! Обучение тому, что на профессиональном языке называется речевыми шаблонами — умение правильно изменять слова, правильно акцентировать, правильно дышать и распределять свое речевое дыхание, возможно исключительно на практике с носителями языка. Гаджеты для этой задачи ребенку не подходят.

И в смысле замены живой речи даже лучшие образцы детских книг в аудиоформате ничуть не лучше телевизора с мультфильмами.

Дело совсем не в качестве транслируемого контента, а в том, что сегодняшние дети испытывают дефицит общения — родители стали реже с ними говорить.

Фактор 2: малоподвижный образ жизни

Дисграфия — следствие недостаточно полноценного моторного и сенсорного развития в раннем детском возрасте.

Говоря простым языком, из-за того, что ребенок не проходит в должной мере этапы полноценного двигательного развития, он в дальнейшем будет испытывать трудности в освоении письма и чтения.

Неожиданная связь, не правда ли? Но только на первый взгляд.

Обратимся опять же к недалекому прошлому. Чем старше становились дети, тем веселее, азартнее, ярче было их детство: множество игр (преимущественно на улице, на больших «сложных» пространствах), прыжки на одной ножке, через скакалочку, салки, «жмурки», «казаки-разбойники», прятки, игры в мяч, классики… И этих игр было много!

В них дети развивали сами себя — свое моторное, сенсорное и пространственное восприятие.

Многие сейчас возразят, что большинство современных компьютерных игр, заменивших детям активный досуг, также ориентированы на пространственное восприятие. Это неправда — они не предполагают участия тела в процессе игры.

Чем же это чревато?

Все дело в том, что мозг ребенка развивается поэтапно. И если рассматривать проблему с ракурса так называемой «географии мозга», то подвижные активные игры — это крайне важный этап развития верхней теменной доли, отвечающей за освоение схемы тела, ориентацию тела в пространстве.

Дети, лишенные в необходимом объеме двигательных игр, пропускают важнейший этап развития — их мозг не успевает выработать определенный навык.

И отсутствие этого навыка в дальнейшем по цепочке приведет к несформированности других навыков.

Нарушение пространственного восприятия — не что иное, как прямая дорожка к зрительно-пространственным ошибкам на письме, когда ребенок путает буквы по так называемому пространственному типу. Например, прописные буквы «б» и «д» оптически, в его восприятии, очень похожи, ребенок не чувствует разницы между ними, а их неверное, не к месту, употребление не считывается им как ошибка.

При этом школьник будет не только ошибаться на письме, он будет «соскальзывать» со строки, у него будут проблемы в рисовании, он будет путать право и лево в тетради, будет с трудом усваивать пространственно-временные категории: дни, недели, части суток, времена года, месяцы.

Удивительно, но игры в трехмерном пространстве работают над тем, чтобы мы правильно говорили, правильно читали и правильно писали!

Фактор 3: тревожность родителей

Современные родители стали уделять больше внимания безопасности ребенка. И это тоже, как ни странно, негативный фактор.

Микробы! Какие родители сегодня позволят ребенку спуститься на пол (грязный и холодный) и вдоволь там наползаться? Дети сначала сидят в прыгунках, потом — в ходунках. Игры на полу воспринимаются как неправильные, негигиеничные.

Чуть позже, в детском саду, ребенку будут внушать воспитатели: «Ну-ка, быстренько встаем с пола, не протираем штаны, взрослые так себя не ведут!» Знакомая ситуация?

Ползать дети должны обязательно! Настолько много, насколько это возможно. Чем дольше, тем лучше!

Почему это так важно? Именно на стадии ползания идет первый скачок формирования межполушарных взаимодействий. И несформированность в необходимой мере связей между левым и правым полушариями ведет в дальнейшем к проблеме обучения — дисграфии.

С помощью левого полушария мы распознаем информацию (то есть воспринимаем фонему на слух), а с помощью правого полушария подбираем к ней зрительный образ (то есть находим соответствующую графему). И вот эта связь между фонемой и графемой (на слух и на письме) остается у ребенка неразвитой. Следствие — ошибки на письме.

Фактор 4: раннее развитие

Еще один бич современного воспитания.

Родители ревностны не только в старании поднять малыша с пола, но и стремлении научить его в два года читать и писать. Так из прыгунков и ходунков дети сразу попадают за стол — рисовать и писать по клеточкам.

Как часто мы слышим родительские сетования на то, что вот у соседей в три годика ребенок уже зачитал! Как хочется им продемонстрировать нечто подобное с собственным отпрыском!

Но чтобы что-то суметь написать, должно быть что-то, что сказать. А для того, чтобы что-то сказать, в первую очередь нужен речевой опыт.

Поэтому прежде чем приступать к чтению и письму, нужно все-таки научиться связной речи — умению описывать что-то словами, получить опыт какого-то взаимодействия с внешним миром. И только потом можно говорить о процессе чтения и письма. Мы все разговариваем, но очень по-разному.

Фактор 5: задержка речи

Если до этого мы говорили о здоровых детях, то сейчас поговорим отдельно о тех малышах, которые имеют проблемы развития.

Задержка речи — запущенная или отпущенная на самотек (та самая, на которую родители не обращают внимания, предпочитая просто ждать, когда ребенок самостоятельно заговорит), — это тоже вероятный путь к будущей дисграфии.

Часто родители ребенка с задержкой речи апеллируют к другим, более развитым навыкам, в освоении которых он опережает своих сверстников:

зато, говорят они, он «на отлично» выполняет логические задачи.

Да, такое случается.

Есть даже безречевые дети с диагнозом «моторная алалия», которые прекрасно выполняют любые интеллектуальные задачи. Но есть одно маленькое но: к пяти годам (всего за два года до школы) у малыша должно быть сформировано большинство речевых шаблонов — они должны уже правильно употреблять падежи и правильно строить простые распространенные предложения.

И в случае, если ребенок только к четырем годам начинает говорить, его навык словоизменения и словообразования откатывается еще дальше. И только если проблему начать вовремя компенсировать и вовремя оказать ребенку посильную помощь, есть шанс, что к начальной школе он нагонит свою «программу».

Помните, мы говорили о том, как важно, чтобы ребенок в своем развитии двигался поэтапно? Речь — это такой же этап развития, как и все остальные. К году жизни ребенок должен говорить слова. К двум годам должен уметь разговаривать фразами. Если ребенок не говорит даже к 2,5 годам фразовой речью, это повод насторожиться.

Фото: Shutterstock.com

Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.