Образование6 мин.

Люди цифрового общества: как найти подход к школьникам нового поколения

Инструкция для родителей и учителей

© Pexels

Мы привыкли жаловаться на молодое поколение ― мол, они теряют внимание, плохо учатся и не чувствуют ответственности. Но дело не в лени или невоспитанности. Просто они другие – с детства с технологиями, а значит, иначе усваивают новую информацию.

Что интересно детям цифрового общества и как их обучать, «Летидору» рассказала Екатерина Рыжова, директор ЯКласс (@yaklass_ru).

Екатерина Рыжова, директор ЯКласс

Наверняка у каждого из нас по соседству живет условная девочка Полина, которая ходит в школу, не любит гулять на улице и залипает в интернете. Она с подружками записывает рилс для ВКонтакте и предпочитает голосовые сообщения или видео, потому что так быстрее и проще. А еще Полина мечтает о своем бизнесе, потому что тогда не надо будет вставать рано по утрам и делать так, как заставляют.

Полина ― одна из многих детей нового, цифрового поколения, которых мы учим уже сейчас, а многим из них еще только предстоит пойти в школу. И ко всем нужно находить новый подход.

Это поколение мы называем цифровым, потому что с рождения эти дети окружены технологиями. Психологи создали несколько классификаций поколения, но все они преимущественно об одном. В основном их называют зумерами (они родились с конца 90-х и начале 2000-х) и альфа-детьми (кто родился после 2010 года). Все они с детства идут в ногу с технологическим прогрессом, смартфон и компьютер в их распоряжении с 3-5 лет.

Естественно, между этими поколениями есть различия. Зумеры стали пользоваться интернетом чуть позже, чем альфы, поэтому с помощью него они решают базовые задачи: ищут информацию, собирают компанию для вечеринки, заказывают еду, смотрят сериалы и т.д.

Альфы воспринимают интернет и гаджеты как способ реализовать себя. Есть даже предположение, что их скорее воспитывает нейросеть, а не мы, родители.

Все их друзья ― в мессенджерах и социальных сетях, поэтому гаджет стал для альфа-детей главным способом самовыражения и поиска себя в этом мире.

© Freepik

Что ценно для digital natives

Свобода и самореализация – вот чего хотят современные дети и подростки (digital natives – ребята, которые ориентируются в технологиях, как рыбы в воде – прим. ред.). Возможно, внешне они кажутся нам инфантильными, но на самом деле они страстно желают заявить о себе, попробовать в жизни как можно больше, успеть за трендами. Отсюда и истории о 16-летних бизнесменах и детях-блогерах, которые в свои школьные годы зарабатывают миллионы.

Это поколение не будет работать 24/7 и даже 8 часов в день, предпочтет коворкинг или кафе офису. Обучение в университете онлайн, а еще лучше – на краткосрочных курсах привлекает их сильнее, чем шумные аудитории и «корочка». Им нужна не отметка в дневнике или резюме, а полезные знания быстро и в сухой выжимке.

Рациональный подход выражается и в желании все упростить и не создавать лишние риски. В будущем они будут взвешенно принимать решение о браке или покупке машины.

Сейчас же – стремятся делегировать сложные задачи гаджетам и не заучивать то, что и так есть в интернете.

Что цифровое поколение ждет от обучения

Digital natives с детства видят так много информации, что простая зубрежка им уже не интересна. Это в хорошем смысле требовательная аудитория. Вот какие им нужны уроки:

Наглядные и насыщенные. Вместо учебника по истории – видео, картинки, схемы или таблицы. Так легче запоминать и разбираться в новом.

Применимые к жизни. Основы инвестирования или права в обычной школьной программе вскользь проходят на обществознании, а ведь в жизни это понадобится чаще математических формул. Современному поколению важно понимать: то, что они изучают, им точно пригодится.

С доказательствами. Зумеры и альфы не верят в «просто данные». Вся информация должна быть проверенной и из авторитетного первоисточника.

Интерактивные. Хорошо, если практика будет не в упражнениях, а в игровом формате. Например, английский язык можно изучать по фильмам и сериалам, но они должны быть еще и интересны аудитории. Вместо классики с Одри Хэпберн придется включить «Ведьмака» или «Ривердейл».

© Freepik

Минимум теории, максимум практики. Они не боятся ошибаться и учатся в процессе практики.

Обучающие soft skills и гибким навыкам. Они характеризуют способность человека быстро адаптироваться, и зумеры уже понимают их важность.

Персонализированные. По прогнозам, «альфы» будут жить в мире, специально подстроенном под них. Сейчас под них оптимизируются приложения, а потом это должны будут делать и преподаватели.

С обратной связью.

Зумерам и альфам важно получать обратную связь, поэтому они так часто заводят блоги.

Как же учить людей цифрового общества

С зумерами все более-менее понятно, а вот «альфа» еще продолжают формироваться ― ведь им сейчас не больше десяти лет. Уже сейчас они понимают технологии лучше старшеклассников.

Вы только представьте, эти люди в будущем выберут еще не существующие профессии! А значит, современные уроки уже сегодня для них ― далеко не современны. Как же их учить? Выскажу несколько идей, которые мы уже применяем в ЯКласс.

Учите их быстро

Подростки тяготеют к коротким курсам и ускоренному темпу обучения. Сегодня даже высшее образование сокращается с пяти до четырех лет, а новую профессию можно получить по переквалификации за год или на курсах за пару месяцев.

Отбирайте экспертные мнения

Пусть научные дисциплины преподают люди, которые что-то изобретают.

Поощряйте их предприимчивость

Сегодня в неошколах уже есть уроки предпринимательства, ведения бизнеса и финансовой грамотности. Мы видим, что дети хотят зарабатывать и распределять доходы. Мы рассказываем о кредитах, страховках, пенсионных накоплениях, налоговой системе и всем, что мы, родители, узнавали если не в университете, то порой только в офисе!

Интересуйтесь каждым из них

Персонализация образовательного процесса приводит к тому, что у учеников появляется «портфолио школьника». К нему имеют доступ учитель, ученик и родитель. Так мы понимаем, что дается ученику лучше. Не нравится диктант? Тогда давайте поработаем с готовым текстом и исправим в нем ошибки. Есть интерес к дебатам? Ими можно заменить устный опрос по теме.

Включайте в процесс и давайте свободу

Благодаря онлайн-экскурсиям, онлайн-доскам Miro или прогулкам по музеям дети сами участвуют в процессе, а не просто слушают учителя. Это и есть интерактивное обучение.

Онлайн-доску дети заполняют сами, крепят туда стикеры, рисуют схемы и картинки. Для них это игра, и оттого обучение еще интереснее.

© Freepik

Используйте удобные для них технологии

Дети не пользуются зумом или скайпом в обычной жизни. Они смотрят стримы (онлайн-трансляции игр или событий) или YouTube, сидят в соцсетях, участвуют в челленджах. Поэтому правила им интереснее будет брать из чат-ботов, а не конспектов, историю проговаривать в политических дебатах на стримах, слушать интересные доклады на вебинарах и получать ачивки (достижения) в челленджах с одноклассниками.

Делайте конспекты наглядными

Вместо монотонной записи фактов учите выделять важное, клеить стикеры, рисовать временные отрезки или соединять логические цепочки.

Майндкарты и флешкарты вместо конспектов ― пример творческого подхода к созданию «узелков на память».

А еще в них можно организовывать рабочий день и заполнять цели.

Для многих родителей покажется странным обучать детей с непривычными для обычной школы решениями, ведь классический ЕГЭ все равно придется сдавать. Но мы убеждены, что новый подход к обучению ― это не о других знаниях, а о способах запоминания новой информации и самореализации ребенка. Важно понимать его интерес, мотивировать им и помогать найти себя.

Фото: Pexels, Freepik