Краткий гид по семейному образованию
Домашнее обучение в России с каждым годом набирает все большую популярность. «Летидор» разбирается, чем анскулинг отличается от нонскулинга и эклектического метода, а также рассматривает положительные и отрицательные стороны семейного обучения.
Начало нового учебного года вне школьных стен встретили, по разным данным, от 10 до 15 процентов московских школьников. Точное число приверженцев домашнего обучения в России неизвестно, но по некоторым данным, оно превысило 100 тысяч человек. К слову, в прошлом году в США аттестат зрелости посредством домашнего обучения получили более 1,7 миллиона учащихся.
Хоумскулинг — что это
Домашнее обучение или хоумскулинг (от англ. homeschooling — обучение дома) — явление, широко распространенное в станах Западной Европы и США. В российском законодательстве форма обучения ребенка дома без участия образовательного заведения называется семейное образование.
По закону обучение ребенка может осуществлять как родитель (или законный представитель) ребенка, так и приглашенные на дом педагоги. Выбор форм и методик обучения остается полностью на усмотрение родителей, школа по закону не имеет права вмешиваться в образовательный процесс. К концу учебного года ребенок должен усвоить объем знаний в объеме школьной программы и пройти аттестацию в школе, к которой он прикреплен. В случае неудовлетворительных результатов ученик возвращается за школьную парту. После 9 и 11 классов «семейники» наравне с другими учащимися обязаны пройти ГИА и ЕГЭ и получить соответствующие аттестаты.
Виды домашнего обучения
Выбрав для своего ребенка домашнее обучение, родитель становится его главным учителем, и здесь он вправе проявить все свои педагогические и творческие способности. Однако даже при такой свободе существуют специальные методики освоения учебного материала в рамках домашнего обучения.
-
Традиционный метод — это прохождение школьной программы в домашних условиях. При этом часто используются те же пособия, что и в обычной школе. В роли учителя выступает родитель или приглашенный педагог. По словам родителей, практикующих данный метод обучения, за счет индивидуального подхода на усвоение одного и того же объема учебного материала дома тратится в два или три раза меньше времени. В свободные часы ребенок может посещать спортивные секции, музыкальные занятия и другие кружки.
-
Анскулинг (от англ. unscooling — необучение) полностью противоположен традиционному методу обучения. Методику придумал американец Джон Холт в середине 70-х годов прошлого века. Он выступал за поощрение природной любознательности ребенка, которая, по его мнению, абсолютно не вписывается в план по обучению, придуманный взрослыми. Ребенок-анскулер учится везде: во время прогулки на детской площадке и в парке, посещения музея или выставки, просмотра телевизора или игры в компьютер. И только тому, что ему интересно в данный момент. Так, в 10 лет ребенок-анскулер может увлечься химическими опытами, но при этом он может не уметь читать. И это абсолютно нормально. Сторонники анскулинга считают: этот навык он приобретет позже, когда чтение будет необходимо ему в освоении другой интересующей его деятельности. Главное — постоянное сопровождение и поддержка ребенка родителями, которые в любой момент должны быть готовы дать ему необходимые знания.
Некоторые последователи Холта пошли еще дальше: отменили ограничения не только в познавательной, но и во всех других сферах жизни ребенка. Так возник нонскулинг , при котором детям разрешается практически все: не есть и не спать, если они того не хотят, сколько угодно сидеть за компьютером или перед экраном телевизора. При этом нонскулеры утверждают, что только при таком методе воспитания возможно развитие ребенка в поистине свободную личность.
-
Метод Шарлотты Мэйсон — методика британского педагога (начало XX века). В основе — творческое и эстетическое развитие ребенка посредством знакомства его с музыкой, живописью, природой. Мэйсон основала движение «за домашнее обучение», утверждая, что задача школ — забить голову ребенка готовой и в большинстве случаев ненужной информацией, вместо того чтобы научить его самостоятельно мыслить и видеть прекрасное.
-
Эклектический метод — это сочетание разных методик в зависимости от потребностей и интересов ребенка. Этот метод успешно применяют приверженцы домашнего обучения по всему миру. Так, точные науки удобнее изучать по школьной программе, в то время как такие предметы как история или география лучше усваиваются при посещении музея или в походе.
Домашнее обучение: ЗА и ПРОТИВ
Плюсы домашнего обучения:
- Отсутствие «перенаселенности» школьных классов. По мнению психологов, проблемы у детей с усвоением школьного материала начинаются именно из-за большого количества детей в классе, с которыми не всегда может «справиться» педагог, и шума, который мешает сосредоточиться. Хотя по нормам число учеников в классе не должно превышать 25 человек, во многих классах учатся по 30 и более детей.
- Индивидуальный подход к обучению. Ребенок вместе с родителем проходит учебный материал в своем темпе, при необходимости подробнее останавливаясь на трудных местах. Ребенок быстрее усваивает материал: 1,5-2 часа дома вместо 5-6 школьных уроков.
- Ребенок получает полный объем знаний, в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.
- Домашнее обучение оставляет ребенку много свободного времени для занятий спортом, музыкой, творчеством, иностранным языком и обычных детских игр.
- Отсутствие опыта негативной социализации (травли и дедовщины), который нередко случается в обычной школе.
Минусы домашнего обучения:
- Трудности с дисциплиной. При обучении дома всегда есть соблазн отложить что-либо на потом. В этом случае большую роль играет организаторское мастерство родителя.
- Приверженцы традиционной школьной системы считают, что при обучении дома невозможно в полном объеме получить необходимые навыки социализации: научиться выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми, работать в коллективе и чувствовать ответственность за эту работу.
- Обучение дома требует постоянного присутствия взрослого дома, а на это готов пойти далеко не каждый родитель. Кроме того, родитель-учитель должен уделять достаточное время подготовке к занятиям, организации учебного процесса и т. п.
- Отсутствие поддержки государства для «семейников». А это значит, что стоит быть готовым покупать учебники и оплачивать репетитора из своего семейного бюджета. По закону, компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике же семьи не получают ничего.
Мнение эксперта
Мама Светлана Науменко (дети Светланы занимаются в 4-м классе на семейной форме обучения):
Проблем с домашним образованием у нас нет. Сыновья занимаются дома с репетиторами по скайпу. Если что-то непонятно, всегда свободно подходят ко мне. Я с ними работаю в режиме «вопрос-ответ».
Трудности, которые возникают, решаемы. Но если бы меня попросили загадать одно желание про домашнее образование, я бы хотела для своих детей больше таких же ребят (на семейном образовании) в пешей доступности от нас. В Москве много «семейников», но они разбросаны по всему городу. В нашем районе их нет. А это определенный круг интересов. Да и по режиму дня дети на семейном образовании не совпадают с теми, кто ходит в школу. Например, у моих мальчиков есть во дворе приятель, который учится в обычной школе. У него до 3-х занятия каждый день, потом он идет домой и делает до ночи уроки. Свободного времени у мальчика очень мало, времени на общение с моими парнями уже не хватает.
Ольга Юрасова, детский и семейный психолог, психотерапевт:
«Идея семейного образования мне нравится. Можно в обучении учитывать особенности ребенка, его темп деятельности, актуальное состояние, потребности, интересы. Если родители решают вопрос общения ребенка со сверстниками, находят возможность для его взаимодействия в разных видах деятельности с другими детьми и взрослыми (поездки, походы, выезды, семейные проекты и др.), а также и сами они общительны и контактны, трудностей у детей в этой сфере нет.
Сейчас «семейники» не только обучают детей дома, но и создают в своем сообществе семейные школы. Для того чтобы общаться ребенку с ровесниками, не нужно 30 человек (как в классе государственной школы). Достаточно двух-трех друзей. Важен взрослый, который создает условия для здорового общения, для проживания детьми разных ситуаций (от бытовых до творческих и игровых). И это можно сделать в коллективе в 5-7 детей. В государственных школах, при больших нагрузках на учителей и нереальных задачах обучения большого количества детей в классе, взрослые не в состоянии решать воспитательные задачи. А часто их психологическая безграмотность создает условия для процветания жестокости, травли, нездоровых отношений между детьми.
Родители, которые отправляют детей на домашнее обучение, сами выбирают ребенку тех взрослых и детей, с кем полезно, интересно и безопасно взрослеть. Причем взрослеть — это и ссориться, и злиться, учиться договариваться, удивляться, познавать себя и других при психологически здоровой поддержке взрослого. Самое важное — возможность и готовность родителей реализовать семейное образование для своего ребенка».
Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.