«Летидор» разбирается, чем анскулинг отличается от нонскулинга и эклектического метода, а также рассматривает положительные и отрицательные стороны семейного обучения. Домашнее обучение в России с каждым годом набирает все большую популярность. «Летидор» разбирается, чем анскулинг отличается от нонскулинга и эклектического метода, а также рассматривает положительные и отрицательные стороны семейного обучения.Начало нового учебного года вне школьных стен встретили, по разным данным, от 10 до 15 процентов московских школьников. Точное число приверженцев домашнего обучения в России неизвестно, но по некоторым данным, оно превысило 100 тысяч человек. К слову, в прошлом году в США аттестат зрелости посредством домашнего обучения получили более 1,7 миллиона учащихся.### Хоумскулинг — что этоДомашнее обучение или хоумскулинг (от англ. homeschooling — обучение дома) — явление, широко распространенное в станах Западной Европы и США. В российском законодательстве форма обучения ребенка дома без участия образовательного заведения называется семейное образование.По закону обучение ребенка может осуществлять как родитель (или законный представитель) ребенка, так и приглашенные на дом педагоги. Выбор форм и методик обучения остается полностью на усмотрение родителей, школа по закону не имеет права вмешиваться в образовательный процесс. К концу учебного года ребенок должен усвоить объем знаний в объеме школьной программы и пройти аттестацию в школе, к которой он прикреплен. В случае неудовлетворительных результатов ученик возвращается за школьную парту. После 9 и 11 классов «семейники» наравне с другими учащимися обязаны пройти ГИА и ЕГЭ и получить соответствующие аттестаты.Система Жохова: мнения «за» и «против» ### Виды домашнего обученияВыбрав для своего ребенка домашнее обучение, родитель становится его главным учителем, и здесь он вправе проявить все свои педагогические и творческие способности. Однако даже при такой свободе существуют специальные методики освоения учебного материала в рамках домашнего обучения.Традиционный метод — это прохождение школьной программы в домашних условиях. При этом часто используются те же пособия, что и в обычной школе. В роли учителя выступает родитель или приглашенный педагог. По словам родителей, практикующих данный метод обучения, за счет индивидуального подхода на усвоение одного и того же объема учебного материала дома тратится в два или три раза меньше времени. В свободные часы ребенок может посещать спортивные секции, музыкальные занятия и другие кружки.Анскулинг (от англ. unscooling — необучение) полностью противоположен традиционному методу обучения. Методику придумал американец Джон Холт в середине 70-х годов прошлого века. Он выступал за поощрение природной любознательности ребенка, которая, по его мнению, абсолютно не вписывается в план по обучению, придуманный взрослыми. Ребенок-анскулер учится везде: во время прогулки на детской площадке и в парке, посещения музея или выставки, просмотра телевизора или игры в компьютер. И только тому, что ему интересно в данный момент. Так, в 10 лет ребенок-анскулер может увлечься химическими опытами, но при этом он может не уметь читать. И это абсолютно нормально. Сторонники анскулинга считают: этот навык он приобретет позже, когда чтение будет необходимо ему в освоении другой интересующей его деятельности. Главное — постоянное сопровождение и поддержка ребенка родителями, которые в любой момент должны быть готовы дать ему необходимые знания.Некоторые последователи Холта пошли еще дальше: отменили ограничения не только в познавательной, но и во всех других сферах жизни ребенка. Так возник нонскулинг , при котором детям разрешается практически все: не есть и не спать, если они того не хотят, сколько угодно сидеть за компьютером или перед экраном телевизора. При этом нонскулеры утверждают, что только при таком методе воспитания возможно развитие ребенка в поистине свободную личность.Метод Шарлотты Мэйсон — методика британского педагога (начало XX века). В основе — творческое и эстетическое развитие ребенка посредством знакомства его с музыкой, живописью, природой. Мэйсон основала движение «за домашнее обучение», утверждая, что задача школ — забить голову ребенка готовой и в большинстве случаев ненужной информацией, вместо того чтобы научить его самостоятельно мыслить и видеть прекрасное.Эклектический метод — это сочетание разных методик в зависимости от потребностей и интересов ребенка. Этот метод успешно применяют приверженцы домашнего обучения по всему миру. Так, точные науки удобнее изучать по школьной программе, в то время как такие предметы как история или география лучше усваиваются при посещении музея или в походе.Личный опыт: моя дочь учится в США ### Домашнее обучение: ЗА и ПРОТИВПлюсы домашнего обучения:Отсутствие «перенаселенности» школьных классов. По мнению психологов, проблемы у детей с усвоением школьного материала начинаются именно из-за большого количества детей в классе, с которыми не всегда может «справиться» педагог, и шума, который мешает сосредоточиться. Хотя по нормам число учеников в классе не должно превышать 25 человек, во многих классах учатся по 30 и более детей.Индивидуальный подход к обучению. Ребенок вместе с родителем проходит учебный материал в своем темпе, при необходимости подробнее останавливаясь на трудных местах. Ребенок быстрее усваивает материал: 1,5-2 часа дома вместо 5-6 школьных уроков.Ребенок получает полный объем знаний, в соответствии со своими способностями, в отличие от усредненного школьного.Домашнее обучение оставляет ребенку много свободного времени для занятий спортом, музыкой, творчеством, иностранным языком и обычных детских игр.Отсутствие опыта негативной социализации (травли и дедовщины), который нередко случается в обычной школе.Минусы домашнего обучения:Трудности с дисциплиной. При обучении дома всегда есть соблазн отложить что-либо на потом. В этом случае большую роль играет организаторское мастерство родителя.Приверженцы традиционной школьной системы считают, что при обучении дома невозможно в полном объеме получить необходимые навыки социализации: научиться выстраивать отношения с другими детьми и взрослыми, работать в коллективе и чувствовать ответственность за эту работу.Обучение дома требует постоянного присутствия взрослого дома, а на это готов пойти далеко не каждый родитель. Кроме того, родитель-учитель должен уделять достаточное время подготовке к занятиям, организации учебного процесса и т. п.Отсутствие поддержки государства для «семейников». А это значит, что стоит быть готовым покупать учебники и оплачивать репетитора из своего семейного бюджета. По закону, компенсации за семейное обучение выплачиваются по усмотрению региона. На практике же семьи не получают ничего.### Мнение экспертаМама Светлана Науменко (дети Светланы занимаются в 4-м классе на семейной форме обучения):Проблем с домашним образованием у нас нет. Сыновья занимаются дома с репетиторами по скайпу. Если что-то непонятно, всегда свободно подходят ко мне. Я с ними работаю в режиме «вопрос-ответ».Трудности, которые возникают, решаемы. Но если бы меня попросили загадать одно желание про домашнее образование, я бы хотела для своих детей больше таких же ребят (на семейном образовании) в пешей доступности от нас. В Москве много «семейников», но они разбросаны по всему городу. В нашем районе их нет. А это определенный круг интересов. Да и по режиму дня дети на семейном образовании не совпадают с теми, кто ходит в школу. Например, у моих мальчиков есть во дворе приятель, который учится в обычной школе. У него до 3-х занятия каждый день, потом он идет домой и делает до ночи уроки. Свободного времени у мальчика очень мало, времени на общение с моими парнями уже не хватает.Ольга Юрасова, детский и семейный психолог, психотерапевт:«Идея семейного образования мне нравится. Можно в обучении учитывать особенности ребенка, его темп деятельности, актуальное состояние, потребности, интересы. Если родители решают вопрос общения ребенка со сверстниками, находят возможность для его взаимодействия в разных видах деятельности с другими детьми и взрослыми (поездки, походы, выезды, семейные проекты и др.), а также и сами они общительны и контактны, трудностей у детей в этой сфере нет.Сейчас «семейники» не только обучают детей дома, но и создают в своем сообществе семейные школы. Для того чтобы общаться ребенку с ровесниками, не нужно 30 человек (как в классе государственной школы). Достаточно двух-трех друзей. Важен взрослый, который создает условия для здорового общения, для проживания детьми разных ситуаций (от бытовых до творческих и игровых). И это можно сделать в коллективе в 5-7 детей. В государственных школах, при больших нагрузках на учителей и нереальных задачах обучения большого количества детей в классе, взрослые не в состоянии решать воспитательные задачи. А часто их психологическая безграмотность создает условия для процветания жестокости, травли, нездоровых отношений между детьми.Родители, которые отправляют детей на домашнее обучение, сами выбирают ребенку тех взрослых и детей, с кем полезно, интересно и безопасно взрослеть. Причем взрослеть — это и ссориться, и злиться, учиться договариваться, удивляться, познавать себя и других при психологически здоровой поддержке взрослого. Самое важное — возможность и готовность родителей реализовать семейное образование для своего ребенка».Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.