Образование

Как приобщать ребенка к искусству без занудства

© Depositphotos

Узнайте, как правильно говорить с малышом об искусстве, чтобы в будущем вместо «жвачки для мозга» в планшете он выбирал посещение художественной галереи.

Начинать приобщать ребенка к искусству лучше с дошкольного возраста — это поможет малышу познавать окружающий мир и расти настоящей личностью. О том, как это правильно делать, «Летидору» рассказала психолог Городского психолого-педагогического центра Ольга Манукян.

Ольга Манукян, психолог Городского психолого-педагогического центра

Без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление гармонично развитой и творчески активной личности. Искусство — литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр, кино — незаменимо для формирования духовного мира ребенка.

Через приобщение к искусству малыш овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива, композиция.

Искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры. А также способствует формированию некоторых компетенций XXI века:

• креативность,

• критическое и образное мышление,

• инициативность,

• гибкость и адаптивность,

• коммуникабельность,

• способность к обработке информации в образах и символах,

• способность к анализу нескольких потоков информации одновременно.

И не обязательно быть искусствоведом, чтобы рассказать малышу, например, о живописи. Главное, искренне интересоваться и любить творения великих, а родительский пример обязательно будет заразителен для ребенка.

© Depositphotos

Маленькие шаги в большое искусство

Открывайте мир живописи постепенно. Если вы идете в музей с дошкольником, придумайте интересную историю, чтобы сделать этот поход увлекательным. Чтобы по-настоящему получить удовольствие от просмотра работ великих мастеров вместе с ребенком, уделите время подготовке и сделайте эту художественную «прогулку» моментом увлекательной игры.

Заманив ребенка в музей, будь это Третьяковка или Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, не старайтесь «накормить» его всем сразу:

посмотрите две или три картины, две или три скульптуры — больше в одно посещение не нужно.

Главное — именно смотреть!

Творчество без ограничений

Чтобы разглядеть и почувствовать работу мастера живописи, не нужно торопиться и торопить, не нужно навязывать и давить.

Позвольте ребенку самому смотреть то, что он хочет.

Когда он останавливается перед определенной работой, пусть стоит, сидит или даже ложится на пол. В такой момент можно поговорить о деталях картины: шляпа, лента, персонаж, глаза, руки, эмоция, цвет, свет, луна, волна, форма и так далее.

Подготовьтесь заранее, возьмите с собой бумагу и цветные карандаши. Возможно, ваш малыш захочет нарисовать бурых мишек, пытаясь создать копию картины «Утро в сосновом лесу» или начнет «подражать» Рериху.

© Depositphotos

Смотрим, обсуждаем, играем и сочиняем

Уже ни для кого не секрет, что ребенок лучше познает мир в игре, а еще — придумывая разные истории. Поиграйте с вашим ребенком во время просмотра предметов искусства. Попробуйте вместе описать сюжет картины: что он на ней видит и что, по его мнению, там происходит.

Задавайте ему простые вопросы: «Что ты здесь видишь? А какие это цвета? А что здесь есть необычного?» и так далее. Попытайтесь оживить картины словами, стройте гипотезы, сочиняйте вместе небольшие кусочки историй со словами «Может быть, это ...».

И пусть ваш малыш развивает сюжет самостоятельно.

Развиваем критическое мышление

Не обязательно знать назубок историю искусства, чтобы получать удовольствие от прикосновения к произведениям великих мастеров.

© Depositphotos

И уж точно: сколько людей, столько и мнений. Любой признанный мировой шедевр может не нравиться именно вам. Мы все имеем право сказать: «Мне это не нравится, это не вызывает у меня сильных эмоций…»

Говорите свое мнение, смело и честно обсуждайте это с вашим сыном или дочерью, но конструктивно, не критикуя художника и не давая оценок самой работе. Позвольте ребенку тоже проявить свое критическое отношение, пусть он выскажет свое мнение, расскажет, что и почему ему нравится, а что нет.

Так у вашего ребенка будет формироваться индивидуальность и умение отстаивать свое мнение.

А поход в музей станет не только удовольствием, но и частью саморазвития.

В заключение такой креативно-художественной экскурсии обязательно угостите ребенка каким-нибудь лакомством: пусть первый поход в музей станет настоящим семейным праздником — увлекательным, познавательным и вкусным!

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!