Успейте познакомить ребенка с взрослым искусством до 12 лет: колонка мамы
Продолжаем публиковать лучшие письма наших читателей. В редакцию «Летидора» пришла отличная статья о том, почему так важно приобщать детей к искусству и как это делать правильно. А написала ее для нас Анна Авалян, автор блога об искусстве, дизайне и архитектуре и мама.
Если и у вас есть что рассказать, пишите нам, мы обязательно ответим!editor@letidor.ru.
Двенадцать лет. Ровно столько лет есть у родителей, чтобы вложить в ребенка программы для его будущей продуктивной жизни.
Ребенок старше 12 лет становится подростком, который всеми силами отделяется от родителей, ищет свою идентичность и создает собственный образ поведения и привычек.
Навык нестандартного мышления — обязательное условие удачи в мире XXI века.
Быть образованным уже не достаточно. Способность мыслить нешаблонно, владеть собственном мнением — вот что делает человека остроумным, находчивым, успешным в профессии, предприимчивым и богатым, в конце концов!
«Большое», «взрослое» искусство развивает у детей этот навык, помогает определить предназначение и место в обществе.
Самообман родителей
Когда речь идет об искусстве для детей, первое, что приходит в голову, — «наивные» направления, созданные специально для детского возраста. Взрослые ограничивают общение ребенка с миром искусства только этим жанром. Не выстраивают «мостик» движения дальше, к шедеврам искусства.
Талантливое искусство делают взрослые люди, достигшие мастерства мыслить и поступать креативно.
История знает яркие примеры, когда родители подготовили благодатную почву для развития дара ребенка.
Людвиг Ван Бетховен учился играть на фортепиано, органе и скрипке с четырех лет, в семь лет дал первый концерт. Ребенок исполнял Генделя, Гайдна и Баха. А первое музыкальное произведение сочинил в 12 лет.
Рафаэль Санти помогал писать картины отцу-художнику будучи семилетним мальчиком. Наблюдая в мастерской за работами мэтров Паоло Уччелло и Луки Синьорелли, ребенок осваивал технику виртуозного владения кистью.
Александр Сергеевич Пушкин на восьмом году жизни сочинял маленькие комедии на французском языке, вдохновившись произведениями Вольтера.
Речь идет о гениях с врожденными способностями. Но талант проявился тогда, когда появился шанс его обнаружить.
Первый шаг в искусство
Первый шаг — демонстрация разнородности мира искусства. Посещайте вместе с детьми художественные музеи, выставки современного искусства, мюзиклы, балет, концерты классической и джазовый музыки.
Покажите весь спектр возможностей. Выражайте эмоции, делитесь ощущениями, интересуйтесь впечатлениями ребенка, учите выражать чувства.
Но показывайте мир искусства безоценочно к тому, что демонстрируете.
Ведь мы пока не знаем, какое направление творчества будут развивать наши дети. А негативное замечание гасит импульс навсегда.
Авторитет родителей для детей младше 12 лет безусловен — мы для них Боги, а Боги не ошибаются.
Книга «Как говорить с детьми об искусстве»
Для начала разговора об искусстве рекомендую подготовиться. В этом поможет книга-инструкция искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве».
Главное преимущество книги в универсальности и доступности. Мне книга помогла сделать первый шаг, преодолеть неуверенность и понять, что мир искусства открыт для всех.
В ней вы найдете ответы на многие насущные вопросы: как пробудить интерес к живописи, как сделать поход в музей приятным и полезным, что показывать детям различного возраста, как смотреть на картины?
И что сказать ребенку, если он спросит о том, что никогда не приходило вам в голову?
И не забудьте сходить в кафе!
Я снова и снова перелистываю книгу и нахожу ответы на беспокоящий вопрос — как развить в ребенке любопытство и воображение.
Стоящая находка!
Дети и музыка
«Все должно начинаться не с вторичной обработанной музыки для детей, а с оригиналов, созданных великими композиторами», — советует Михаил Казиник.
Опытный музыкант и педагог утверждает, что
музыка помогает развитию в области точных наук, формирует панорамное мышление и способность к эмпатии.
Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха… Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребенка. Конечно, сказка «Петя и волк» Прокофьева! А годам к 5-7 — «Путеводитель по оркестру Бриттена», балетные фрагменты Чайковского.
Опера и балет — да!
Что касается оперы, то перед походом с ребенком необходимо обсудить либретто.
В отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета.
Не действуйте авторитарно, тем более не заставляйте: «Поиграй с игрушками, а мы с папой послушаем нашу любимую музыку». Или сочетайте классику со сказками (читайте или сочиняйте).
Не ограничивайтесь классической музыкой. Увлекаетесь джазом или блюзовыми композициями, любите фламенко или рок-н-ролл — повод поделиться своим миром с ребенком. Ходите вместе на концерты, слушайте музыку в машине, берите ребенка на репетиции, и у него не будет шанса не полюбить музыкальное увлечение родителей.
С детьми — интересно!
Взрослые утверждают, что детям скучно в музеях и на концертах, дети балуются и отвлекаются. Истинная причина в том, что... родителям скучно посещать с детьми подобные события.
Потому что основная часть внимания отдается не себе, а детям! Ведь надо общаться с ними, отвечать на вопросы «Почему так?» и «Как это сделано?» А для этого необходимо вооружиться знаниями и желанием делиться этими знаниями.
Не спешите записывать одновременное общение с детьми и с искусством в «негативный» балласт.
Дети — интересные спутники и собеседники, а уж их комментариям позавидует не один искусствовед!
Не упускайте такую замечательную возможность общения. Она развивает как нас самих, так и наших детей. Ищите необычные способы выражения себя, саморефлексии, обсуждайте вместе, какие «струны души» затрагивает художник.
«Предложите это еще раз»
Дети по природе консервативны. И первые визиты в музей или на концерт кажутся неинтересными или даже скучными. Они просто не хотят вникать во что-то новое для себя, потому что для этого нужно выйти из зоны комфорта. К слову сказать, эта детская привычка часто сохраняется у взрослых.
Но, как говорит мой друг, педиатр по профессии: «Просто предложите это еще раз!»
Продумайте, что может увлечь ребенка в совместном походе — интересная история о том, куда вы идете, вспомогательные средства в виде карандашей или игрушки, игра «найди в музее пять картин с детьми и расскажи, чем они заняты!»
Это работает!
Ребенок капризничает и быстро устает только тогда, когда скучно.
В перерывах между созерцанием картин в музеях наш сын рисовал в блокноте предусмотрительно взятыми карандашами или катал машинку по скамейкам под суровым взором музейных смотрителей. Чем раньше вы начнете посещать такие мероприятия с детьми, тем проще пройдет процесс привыкания. Идеально — с младенческого возраста.
С каждым разом ребенок будет больше и больше вовлекаться в процесс, со временем это увлечение перерастет в профессию или в любимое хобби!
Личный опыт
Нашему сыну 7 лет. Мы начали посещать музеи, галереи и выставки с трехлетнего возраста. В пять лет впервые послушали оперу. А в семь я отвела его на концерт любимой рок-группы, записи которой слушаем по дороге в школу, а затем на аукцион современного искусства.
Действительно, на первых порах пришлось прилагать усилия для вовлечения в процесс — игрой, уговорами, частыми посещениями кафе в музеях. Сегодня он сам устраивает домашние аукционы собственной живописи и концерты на кастрюлях.
Я не вижу смысла оставлять ребенка дома с няней, когда можно вместе учиться и получать удовольствие от искусства.
Достаточно приложить усилия.
Я также отчетливо понимаю, что этот отрезок жизни мы имеем для того, чтобы познакомить детей с тем, что нам действительно нравится. В подростковом возрасте это сделать значительно сложнее. Следующий раз получится сделать, когда ему исполнится тридцать.
Начните с себя
Интерес к искусству так же, как и к чтению, у детей не возникает спонтанно. Увлечение искусством приходит через то, что эмоционально трогает родителей или других значимых для ребенка взрослых. По-другому это не работает.
Начните с себя. Или смиритесь с тем, что ребенку придется разбираться со всем этим во взрослом возрасте.
Родительская увлеченность определяет успех.
Педагог, курсы, галереи будут работать только тогда, когда это интересно родителям. В противном случае ничего не сработает.
Шагайте в творчество с широко раскрытыми глазами. Не бойтесь казаться дилетантом. Не бойтесь сказать или подумать «не так»!
Наши дети будут жить в другом будущем
Наши дети будут жить в автоматизированном и оцифрованном мире. Потребность в эксперименте, контакт с собственными эмоциями и эмпатия останется на территории человеческого таланта.
Я замечаю, как самопрезентация и общение, непохожесть и неформатность привлекают сегодня миллионы подписчиков к профилям реализованных людей в социальных медиа. Еще вчера это было правом людей только творческих профессий. Я вижу, как общение с искусством раскрывает способности в ребенке, как он творчески примеряет для себя профессии и открывает взаимодействие с другими людьми. Жизнь стала проще, ярче и богаче.
Фото: Vostock Photo