Как малыш Чевостик стал героем своего времени
Наш постоянный автор, мама, книжный обозреватель и блогер Анна Федулова (@bookafisha) решила выяснить, как родился любимый детский герой, в чем его успех и многое другое.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чевостик...» Только не говорите, что вы ни разу не слышали это приветствие. Малыш Чевостик и дядя Кузя для многих семей с детьми стали уже родными.
Автор историй о любознательном герое и мама Чевостика Елена Качур совершила в своё время почти невозможное. Её аудиосказки для малышей, в которых Чевостик вместе с ребятами путешествует по всему миру, познаёт новое и получает ответы на свои бесконечные вопросы, мгновенно стали хитами как среди детворы, так и среди родителей.
Наше знакомство с этим обворожительным мальчишкой началось в 2009 году, когда старшему сыну было чуть меньше года.
Тогда я искала качественные и понятные малышам познавательные сказки и к всеобщей радости нашла вот такое сокровище. Сын слушал купленные диски с завидным удовольствием, а вслед за ним последовал и второй сын, а потом и третий. Да и двухлетней дочери они сейчас тоже по душе.
«Я поэт, зовусь Чевостик. От меня вам рыбий хвостик» - это облюбованное и общепризнанное всеми семейное приветствие.
Но сегодня Чевостик – это не только познавательные аудиосказки, это целый бренд. А во главе всего стоит Дмитрий Томисонец, который и расскажет нам о том, с чего всё начиналось, и объяснит, почему именно малыш Чевостик стал героем настоящего времени.
Дмитрий, давайте начнём с самого начала. Как именно появился Чевостик? Почему его так назвали и кто принял решение выйти к широкой аудитории именно с аудиоформатом?
Начну с последнего вопроса: Елена Качур была создателем детского издательства и придумала концепцию энциклопедии с Чевостиком. Она и решила запустить ее в аудио формате. Изначально она занималась музыкой для детей на кассетах, а позднее на дисках. К 2001 году стало очевидным, что не хватает отечественных качественных образовательных материалов, так и родилась идея сделать аудиоэнциклопедию, где есть весёлый почемучка и всезнайка Дядя Кузя.
Почемучку решили назвать Чевостиком, потому что он всё время спрашивает «почему» и «для чего», и имя показалось интересным, живым.
В 2014 году в издательстве МИФ выходит первая книга с любимыми героями, которая тут же становится бестселлером и мигом разлетается по счастливым обладателям. Так началась бумажная эра Чевостика. Вы помните этот год? Участвовали ли в создании данного проекта?
Да, я прекрасно помню этот год. Я стал руководить издательством с 2010 года, и этот проект как раз уже был моим детищем (со стороны нашего издательства). Мы курировали всё что связано с героем, утверждали переработанные тексты, помогали с первыми заданиями, в общем старались как могли.
Тут надо выразить огромную благодарность издательству МИФ и лично Михаилу Иванову и Анастасии Кренёвой, во многом проект состоялся благодаря им.
У наших партнёров прекрасная команда, поэтому в успехе книг сомневаться не приходилось, что, кстати, подтвердили и последующие продажи. Мы долго обсуждали детали, то, как должны выглядеть герои, ведь по факту визуальный образ во многом создали именно в книгах. Поэтому к иллюстрациям мы подходили очень тщательно.
А потом у Чевостика появился свой сайт (chevostik.ru), на котором можно прослушать ожившие истории обо всём на свете, проверить свои знания с помощью тестов и сыграть в игры на логику и внимание. Именно на нём вы сейчас делаете акцент, верно? Считаете ли вы, что для современных детей формат электронного приложения более приемлем? Или всё же книги создают ему достойную конкуренцию?
Лично я верю, что у каждого формата есть свои плюсы и ценители. Я сам читаю книги и с телефона, и бумажные: никак не выберу, что мне ближе. Для меня чтение книги вечером с дочкой это некий ритуал, качественное совместное время, возможность, подурачиться, порой переиначивая интонации.
А сайт и приложения – это тот формат потребления информации, который наиболее актуален и принят у современных детей. Именно поэтому мы предлагаем им получать информацию в разном виде.
Мы запустили сайт и исходили из того, что надо перенести наши аудиоэнциклопедии в цифровой формат.
Это мы сделали, получилось очень классно: сначала идёт урок, на заднем плане картинка, которая оживает при нажатии, потом идёт тест, который дети просто обожают, а после идут игры по материалам урока.
То есть информация усваивается в три этапа: урок, тест игра.
Читайте также
Но сейчас мы хотим двигаться дальше и в следующем году готовим новый формат уроков. Мы видим, что клиповое сознание и формат потребления информации детьми всё больше сдвигается в сторону сокращенного времени пассивного участия (слушать). Поэтому мы хотим запустить в рамках сайта такую интерактивную энциклопедию обо всём.
Будут новые уроки, где дети смогу изучить один предмет/явление, например вулкан, посмотреть, как он устроен внутри, узнать какие-то интересные факты, послушать звуки и так далее.
Будет очень любопытно, и уже совсем скоро!
Дмитрий, а как ваши собственные дети относятся к Чевостику? Что предпочитают: приложение или книги?
Я старался быть максимально ненавязчивым, но по факту моя дочь обожает Чевостика. Она следит за всеми новинками, обожает в машине переслушивать разные программы, дома в выходные, когда она может или посмотреть мультик, или поиграть, она выбирает тесты Чевостика.
Книги про Чевостика тоже читает, но пока реже, они всё-таки рассчитаны на более старший возраст.
Ну и, напоследок, такой вопрос. Многие говорят, что современных детей ничем нельзя удивить и заинтересовать. На ваш взгляд так ли это? Доказывает ли ваш проект, что в области образования нет ничего невозможного и что ко всему и к каждому нужен индивидуальный подход?
Я верю, что детей можно заинтересовать, и это нужно делать. Современные дети, конечно, отличаются в том, как потребляют информацию ввиду большого объёма этой самой информации вокруг.
При этом современные дети растут в обществе, где ценность знаний возрастает, и скорость появления новых навыков очень высокая.
Мне кажется, что задача родителя и системы образования как раз показать и мотивировать ребёнка быть открытым к этому миру, быть смелым в своих идеях и двигаться вперёд. Я уверен, что во всех детях таится огромный потенциал, который мы должны раскрывать. А стандарты образования зачастую этот потенциал сковывают и заводят в некие рамки.
Как его раскрывать, как создавать условия к творчеству и к реализации потенциала — это тот вопрос, который меня очень беспокоит. Сейчас мне очень хочется увеличить масштабы, чтобы всё больше и больше детей и их родителей не боялись пробовать новые знания и при малейших трудностях не ставили барьеры, со словами «моему ребёнку это не нужно». Мой опыт точно доказывает, что все дети могут любить физику с самого раннего детства и, что её можно и нужно рассказать весело и увлекательно.
Фото: Анна Федулова; личный архив Дмитрия Томисонца