Идеальный или так себе: как вычислить учителя мечты для своего ребенка
Какой он — отличный педагог? Об этом «Летидору» рассказала Ксения Несютина — психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей.
Многим родителям важно, какой учитель будет заниматься с ребенком. Курсов, кружков, частных школ становится больше с каждым днем. При этом количество хороших педагогов не растет. Все дело в том, что хороший учитель — это не тот, кто получил красный диплом в педагогическом вузе.
Чтобы развивать ребенка, нужны определенные психологические качества. Кому-то везет, и он получает это от родителей. Про таких преподавателей говорят «учитель от Бога». Но эти же качества учитель может развить в себе сам.
В этой статье разберемся, какие психологические качества присущи идеальному педагогу и как родителям найти такого учителя для своего ребенка.
Хороший учитель строит отношения с учениками, а не просто передает информацию
Это видно по внеучебным делам. Хороший учитель общается с детьми не только по урокам и домашним заданиям. В перерыве он обсудит с ребенком новый мультфильм или спросит о братьях и сестрах. Потому что ему интересен ребенок как личность.
Хороший педагог обязательно запоминает, кто чей родитель, и общается с ними после занятий.
Настоящему учителю интересно, как ученик относится к урокам, хочет ли заниматься или чаще идет на них без настроения.
Он подмечает и изменения в поведении ребенка, когда в семье случаются перемены: приехала бабушка или произошел переезд в новую квартиру.
Личные отношения с каждым ребенком выстраиваются и во время урока. Хороший педагог не зациклен на предмете и программе. Он делится личным опытом из своей жизни, если это созвучно материалу.
Хороший учитель устанавливает правила без угроз и криков
Это сложный пункт. Знаю лично учителей и тренеров, которые боятся непослушания детей. Поэтому они стараются еще до нарушения дисциплины придумать карательные меры. В такой атмосфере дети больше боятся, чем развиваются. Угрозы и наказания говорят о беспомощности педагога и его страхе, что дети окажутся неуправляемыми. Другая крайность — это когда учитель все разрешает и боится озвучить правила. Такое бывает в частных школах и платных центрах дополнительного образования. Дети кричат, мешают друг другу, даже ругаются. Некоторые оправдывают себя, называя такую атмосферу «свободным обучением». На деле в таком хаосе детям трудно чему-то научиться.
В отличие от этих двух крайностей, хороший учитель без паники воспринимает моменты, когда дети его не слушают.
Это же всего лишь дети: они могут забывать о правилах, нарушать их.
На одном из моих занятий ученик принес упаковку m&ms и начал с шумом распаковывать. Потребовалось четыре раза твердо и спокойно сказать: «Убери конфеты к себе в рюкзак». После первого раза мальчик начал спрашивать: «А что такое?», потом начал угрожать: «Скажу маме, что вы мне не дали поесть, и вас уволят». А потом просто убрал конфеты и с удовольствием занимался до конца урока.
Знаю, как кипят чувства, когда слышишь такие слова от ученика.
Хороший учитель обязан справляться с этими эмоциями.
Не ввязываться в войну с учениками, не доставать оружие в виде наказаний, угроз, криков, а спокойно и твердо отстаивать правила.
Хороший учитель спокойно относится к ошибкам своих учеников
Как это тяжело, знает любой родитель, который хотя бы раз в жизни пытался ребенка чему-то научить. Объяснил, рассказал, а ученик все равно пишет ЖИ через букву Ы. Учитель чувствует беспомощность, некомпетентность.
Эти чувства тяжело выдерживать, но это обязательный пункт для хорошего учителя.
Читайте также
Однажды в танцевальной школе я видела молодого тренера. За ним ходила слава самого жесткого и строгого. Дисциплина была идеальной, но по его предмету дети показывали худшие результаты. За его словами чувствовалось отсутствие опыта и ужасная неуверенность, с которой молодой учитель не справлялся. В итоге он перекладывал эту неуверенность на детей: «Вы лентяи! Вы постоянно ошибаетесь и ничего не добьетесь! Вы не стараетесь!»
За каждой такой фразой слышалось: «Я не знаю, как их научить. Они ошибаются, потому что я — плохой педагог».
Хороший учитель продолжает терпеливо учить и объяснять, даже если дети не поняли с первого, второго, третьего раза.
Ошибки учеников не уязвляют самолюбие учителя. Он уверен в себе и не стремится доказать миру через учеников, что он хороший. Хороший учитель воспитывает уверенных, мотивированных учеников, потому что не обкрадывает их, прикрывая свое чувство неполноценности.
Хороший учитель любит свой предмет
У такого преподавателя есть азарт, когда он учит. Родитель заметит это качество, если поговорит с учителем после занятий: спросит о методике, сложностях преподавания, о своем ребенке.
Увлеченный учитель расскажет обо всем так, что вы сами захотите у него учиться.
Однажды я подсмотрела занятия старшего сына в театральной студии. После поговорила с учителем, заразилась азартом и поняла, что тоже хочу. Сын через время устал ездить на другой конец города, а я еще два года ходила в группу для взрослых. Чем влюбленнее педагог в свой предмет, тем лучше. Грустный, скучающий учитель, который сам считает математику сложной, абстрактной наукой, формирует такое же отношение у ребенка.
Фото: VOSTOCK