Эти 10 советов помогут пережить неприятный разговор с учителем
Вы чувствуете себя ужасно — болит голова, тошнит, холодеют руки, ноги становятся ватными от одной мысли: «Встреча с учителем». Знакомо?
Вас вызывают в школу для беседы. Вы знаете о проблеме и думаете: «Надо бы сходить, поговорить с учителем», — и на вас накатывает усталость, тревога и раздражение.
Что же делать? Для начала хорошо бы уловить, какие именно переживания приносят дискомфорт, с чем они связаны.
Как правило, дети поднимают в родителях их школьный опыт, негативный или позитивный.
Давайте рассмотрим, как вы можете помочь себе настроиться на разговор.
О том, как подготовиться к разговору
Вспомните, что вы уже взрослая
У вас, взрослой, нет причины бояться учителя или спорить с ним до хрипоты, доказывая, что вы правы.
Лучше подумайте, что вы хотите получить в результате разговора? Скорее всего, вы хотите решить проблему.
Этому может препятствовать ваш детский страх или подростковый протест, в которых отражается ваша школьная история. Помочь сможет только внутренняя взрослая позиция и ощущение равенства с учителем, которые помогут выйти на отношения сотрудничества.
Заранее определите цель встречи
Выделите задачу, которую вы хотите решить. Подумайте о возможных результатах встречи, которые вас бы удовлетворили: максимальный, минимальный.
Как может выглядеть результат? Например, понять требования педагога, соотнести их с возможностями ребенка, предложить поэтапную схему решения проблемы.
Разделите ответственность за процесс и результат поровну: между собой, учителем и ребенком
Когда мы взваливаем на свои плечи то, что не лежит в зоне нашей ответственности, мы испытываем вину. Давайте учиться разделять, кто в этой истории за что ответственен.
Задача учителя — качественно, доступно и интересно организовывать учебный процесс.
Дело ребенка — включаться в образовательный процесс, выполнять поставленные перед ним задачи, обращаться за помощью к учителю или родителю в случае необходимости.
Интерес родителя — давать необходимую помощь и поддержку своему ребенку для решения образовательных задач.
Не надо брать на себя чужую ответственность, но важно реализовать свою. Не надо учиться вместо ребенка или вместе с ним, лучше помогать организовывать процесс обучения там, где ребенок нуждается в помощи.
Уважайте себя, даже когда слышите, что плохо и неправильно воспитываете ребенка
Важно удерживаться в позиции: мы не ищем «хороших» и «плохих», а решаем ситуацию, в которой оказались.
Часто мамы начинают верить в то, что им транслируют: «Вы плохие родители (читай «плохая мать»). Надо больше детей контролировать, проверять выполнение домашних заданий… Ваш ребёнок ленится, отвлекается на уроках…».
Что делать? Искать то, что поможет вам сохранять ощущение «я — хорошая мама».
Например, я — хорошая мама, потому что даю возможность своему ребенку учиться самостоятельности, возможности получать свой негативный опыт и искать способы решения трудных ситуаций. Я помогаю и поддерживаю его в пути.
Прощайте себя за ошибки
Простая мысль: «Я остаюсь хорошей мамой своему ребенку, даже если совершила ошибку», — поможет этот промах пережить.
Принимая своё несовершенство, вам легче будет принять проблему ребёнка и сохранить близость и тепло в отношениях.
О том, как вести беседу
Вы настроились на встречу с учителем и пришли в школу. Предлагаю несколько рекомендаций построения эффективной беседы.
Констатируйте факт
Вы признаете и озвучиваете возникшую проблемную ситуацию. Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется…»
Уважайте свои чувства и чувства педагогов
Вы говорите о своих переживаниях и чувствах ребенка. Допускаете, что педагог тоже может испытывать дискомфорт. Это даёт возможность не впадать в эмоции, а поддерживать конструктивный разговор.
Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется. Меня это беспокоит, я думаю, что вас тоже, поэтому вы меня пригласили».
Избегайте резкой критики и обидных выражений, аккуратно говорите об ошибках или промахах учителя.
Ваша задача — не вывалить свои эмоции на учителя, а построить эффективный диалог.
Послушайте, что хочет от вас учитель
Результат в разговоре получить легче, прояснив цели и задачи обеих сторон. Если вы будете говорить про Фому, а учитель — про Ерёму, то и результат встречи будет соответственным.
Ищите наиболее эффективный и полезный для ребенка вариант решения проблемы
Помните о принципе разделения ответственности за процесс и результат на три стороны: учитель — ученик/ребенок — родитель.
Обсуждайте конкретную ситуацию, не говорите абстрактно об образовании и воспитании, ответственности. Обращайте внимание на содержание беседы. Помните, вы в школе ради своего ребенка. Вы — его опора, поддержка, человек, который покажет ему пути и способы решения трудных ситуаций.
Находите оптимальный или промежуточный вариант
Перед расставанием озвучивайте результаты встречи и достигнутые договорённости. Бывает, мы думаем, что поняли друг друга, а на деле совсем не так.
Если вышеописанная схема не работает — ищите другие варианты. Подумайте над тем, что еще может помочь решить проблему: - услуги репетитора, - помощь психолога, - смена учителя или школы.
Ищите свои способы решения школьных проблем. Они точно есть.