Психотерапевт и детский психолог Алина Алексанянц — о том, как родителям взять себя в руки и продуктивно поговорить со школьным учителем. Вы чувствуете себя ужасно — болит голова, тошнит, холодеют руки, ноги становятся ватными от одной мысли: «Встреча с учителем». Знакомо? Вас вызывают в школу для беседы. Вы знаете о проблеме и думаете: «Надо бы сходить, поговорить с учителем», — и на вас накатывает усталость, тревога и раздражение. Что же делать? Для начала хорошо бы уловить, какие именно переживания приносят дискомфорт, с чем они связаны. Как правило, дети поднимают в родителях их школьный опыт, негативный или позитивный. Давайте рассмотрим, как вы можете помочь себе настроиться на разговор. О том, как подготовиться к разговору Вспомните, что вы уже взрослая У вас, взрослой, нет причины бояться учителя или спорить с ним до хрипоты, доказывая, что вы правы.Этому может препятствовать ваш детский страх или подростковый протест, в которых отражается ваша школьная история. Помочь сможет только внутренняя взрослая позиция и ощущение равенства с учителем, которые помогут выйти на отношения сотрудничества. Заранее определите цель встречи Выделите задачу, которую вы хотите решить. Подумайте о возможных результатах встречи, которые вас бы удовлетворили: максимальный, минимальный. Как может выглядеть результат? Например, понять требования педагога, соотнести их с возможностями ребенка, предложить поэтапную схему решения проблемы.Разделите ответственность за процесс и результат поровну: между собой, учителем и ребенком Когда мы взваливаем на свои плечи то, что не лежит в зоне нашей ответственности, мы испытываем вину. Давайте учиться разделять, кто в этой истории за что ответственен.Дело ребенка — включаться в образовательный процесс, выполнять поставленные перед ним задачи, обращаться за помощью к учителю или родителю в случае необходимости. Интерес родителя — давать необходимую помощь и поддержку своему ребенку для решения образовательных задач. Не надо брать на себя чужую ответственность, но важно реализовать свою. Не надо учиться вместо ребенка или вместе с ним, лучше помогать организовывать процесс обучения там, где ребенок нуждается в помощи. Уважайте себя, даже когда слышите, что плохо и неправильно воспитываете ребенка Важно удерживаться в позиции: мы не ищем «хороших» и «плохих», а решаем ситуацию, в которой оказались. Часто мамы начинают верить в то, что им транслируют: «Вы плохие родители (читай «плохая мать»). Надо больше детей контролировать, проверять выполнение домашних заданий… Ваш ребёнок ленится, отвлекается на уроках…».Например, я — хорошая мама, потому что даю возможность своему ребенку учиться самостоятельности, возможности получать свой негативный опыт и искать способы решения трудных ситуаций. Я помогаю и поддерживаю его в пути.Прощайте себя за ошибки Простая мысль: «Я остаюсь хорошей мамой своему ребенку, даже если совершила ошибку», — поможет этот промах пережить. Принимая своё несовершенство, вам легче будет принять проблему ребёнка и сохранить близость и тепло в отношениях. О том, как вести беседу Вы настроились на встречу с учителем и пришли в школу. Предлагаю несколько рекомендаций построения эффективной беседы. Констатируйте факт Вы признаете и озвучиваете возникшую проблемную ситуацию. Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется…» Уважайте свои чувства и чувства педагогов Вы говорите о своих переживаниях и чувствах ребенка. Допускаете, что педагог тоже может испытывать дискомфорт. Это даёт возможность не впадать в эмоции, а поддерживать конструктивный разговор. Например: «Я знаю, что у сына много двоек по математике. Он всем обещает их исправить, но ничего не меняется. Меня это беспокоит, я думаю, что вас тоже, поэтому вы меня пригласили».Ваша задача — не вывалить свои эмоции на учителя, а построить эффективный диалог.Послушайте, что хочет от вас учитель Результат в разговоре получить легче, прояснив цели и задачи обеих сторон. Если вы будете говорить про Фому, а учитель — про Ерёму, то и результат встречи будет соответственным. Ищите наиболее эффективный и полезный для ребенка вариант решения проблемы Помните о принципе разделения ответственности за процесс и результат на три стороны: учитель — ученик/ребенок — родитель. Обсуждайте конкретную ситуацию, не говорите абстрактно об образовании и воспитании, ответственности. Обращайте внимание на содержание беседы. Помните, вы в школе ради своего ребенка. Вы — его опора, поддержка, человек, который покажет ему пути и способы решения трудных ситуаций.Находите оптимальный или промежуточный вариант Перед расставанием озвучивайте результаты встречи и достигнутые договорённости. Бывает, мы думаем, что поняли друг друга, а на деле совсем не так. Если вышеописанная схема не работает — ищите другие варианты. Подумайте над тем, что еще может помочь решить проблему: - услуги репетитора, - помощь психолога, - смена учителя или школы. Ищите свои способы решения школьных проблем. Они точно есть.