ЕГЭ по английскому в 2020 году: подсказки, которые не дадут провалить экзамен
Напоминаем, что из-за распространения коронавируса старт основного этапа ЕГЭ перенесли на июнь. Одиннадцатиклассники получили больше времени для подготовки к выпускным экзаменам. Тем, кто выбрал испытание по английскому, можно не бояться неприятных сюрпризов — никаких радикальных изменений в этом году не предвидится.
Но трудности, конечно, никуда не делись. О том, как избежать типичных ошибок, рассказывает Ирина Лексина, эксперт по ЕГЭ, редактор Puzzle English, онлайн-платформы для самостоятельного изучения английского языка.
Чтение и аудирование
Хотя это и два разных аспекта языка, в заданиях к текстам и к аудиозаписям встречаются очень похожие сложности. Если знать, на что обращать внимание, сразу две части экзамена могут показаться проще.
- Другие формулировки
Если в задании есть фраза вроде Books are more interesting to read than magazines, скорее всего, ни в аудиозаписи, ни в тексте для чтения вы ее не найдете. Эта же идея будет выражена совершенно другими словами.
Что делать: при чтении задания мысленно стараться подобрать синонимы к ключевым словам. В приведенном примере таковым является interesting — значит, стоит ожидать чего-то вроде original ideas или exciting plot.
- Ложные подсказки
Предположим, к вопросу даны три или четыре варианта ответа.
In her near future Molly is planning to start…
– teaching English drama to Chinese students
– using new methods to teach English drama
– running a new course for foreign students
Будьте готовы к тому, что в тексте или аудиозаписи встретится все: English drama, Chinese students, new methods, new course и так далее. Это может сильно сбивать с толку.
Что делать:
• ожидать новых вариаций на тему ключевых слов — синонимов, обобщений, смежных понятий (например, вместо English drama может быть упомянут Шекспир);
• не выбирать ответ только потому, что вы ясно расслышали или увидели тот или иной вариант — скорее всего, тут кроется подвох.
- Ответы, которые выглядят очевидными
Некоторые вопросы кажутся до странности легкими — ответ на них словно напрашивается сам собой. Это происходит из-за того, что по таким вопросам мы имеем собственное мнение. Когда мы сталкиваемся с чем-то вроде The singer believes art should be… a) idealistic b) realistic c) rebellious, то невольно выбираем окончание фразы, с которым согласны сами.
Что делать: ненадолго забыть о собственных убеждениях и использовать только ту информацию, которая представлена в аудиозаписи или в тексте.
Грамматика и лексика
Как правило, этим аспектам учителя и репетиторы уделяют достаточно внимания.
Мы советуем лишний раз повторить правила образования вопросов (пригодятся еще и на говорении) и совсем простые темы, вроде there is / there are (вы готовитесь к самому сложному и от неожиданности на простом можете дать осечку).
Много огорчений могут принести недоученные неправильные глаголы — это особенно касается тех выпускников, у которых в средней школе был провал с английским, а теперь они стараются наверстать упущенное.
Личное письмо
Значительную часть письма составляют домашние заготовки. Адрес, приветствие, вводный и заключительный абзацы, завершающая фраза — все это прекрасно заучивается наизусть. Но и тут есть свои тонкости.
-
Адрес может быть как кратким, так и полным, но в нем не нужно указывать имя и фамилию и нельзя ставить выдуманную дату, особенно шуточную.
-
Шуточные аббревиатуры, принятые в электронной переписке, тоже не найдут отклика в сердцах экзаменаторов. Особенно не приветствуется XOXO.
- Ученики порой заучивают для введения и заключения целые истории: Sorry, I haven’t written to you for a long time, but I’ve been busy… Sorry, I have to go now, my mom is waiting… За это не наказывают, но и не хвалят.
Помните, что максимальный объем письма — всего 154 слова!
Лучше включить в текст действительно важную информацию, а этикетные фразы сделать покороче. Например, благодарность за предыдущее письмо можно свести к thank you / thanks for your letter.
По поводу ссылки на предыдущие контакты поделимся маленькой хитростью: эксперты ожидают слов always или again (I am always glad to hear from you / It is good to hear from you again).
В качестве фразы о дальнейших контактах будут уместны, например, Hope to hear from you soon / Write back soon.
Сочинение
- Выбор темы
С 2019 года ученикам предлагаются две темы на выбор. С одной стороны, это выигрышное нововведение. С другой стороны, возникли психологические трудности: некоторые школьники заметались, бросив первое сочинение на середине и схватившись за второй вариант. Увы, на такие крутые виражи обычно не хватает времени.
Что делать: выбирать тему один раз и окончательно.
И выбирать вдумчиво: иногда экзаменуемым только кажется, что они все поняли.
Много вреда приносят так называемые «ложные друзья переводчика». Например, фразу One should read about historical sites before sightseeing многие выпускники перевели как «следует читать исторические сайты» и написали сочинение совсем не на ту тему.
- Парафраз
Напоминаем, что в задании есть фраза State the problem paraphrasing the given statement. Маленькая, но приятная новость: в прошлом году от учеников требовалось перекроить тему до неузнаваемости, а в этом году задачу немного упростили.
Что делать: удачным парафразом считается либо изменение грамматической структуры, либо замена двух слов на синонимы. Довольно часто школьники не меняют выбранную тему, а просто переписывают ее и дополняют парой предложений. Такой вариант эксперты не засчитают.
Говорение
Чтение вслух и вопросы. В первых двух заданиях ученик может сразу исправить ошибку (конечно, если сам ее отследит). Экзаменаторы оценивают только последний вариант прочтения трудного слова и последний прозвучавший вопрос.
Что делать: не злоупотреблять этой возможностью — именно первый вариант часто бывает правильным.
Описание фотографии
Как и в случае с письмом, большая часть этого задания спокойно заучивается заранее. Но кое-что неизменно привлекает внимание экспертов.
-
При ответе на первый вопрос ученики часто забывают половину и пропускают или when, или where.
-
Выбирать нужно ту фотографию, которая проще именно для вас.
Если на картинке дети запускают воздушного змея, а вы не помните, как по-английски «воздушный змей», лучше выбрать другую картинку.
-
Многие экзаменуемые не описывают происходящее, а придумывают информацию: My sister is looking sad because that was the day when she split up with her boyfriend. Такие фразы эксперты никак не оценивают — зато педантично подсчитывают, на какие обязательные вопросы вы не успели ответить, израсходовав драгоценное время.
-
Ученики не всегда придерживаются плана задания. В идеале сначала должен прозвучать ответ на второй пункт (кто/что), а потом на третий (что происходит).
На практике пункты часто переплетаются: ответ на вопрос «кто» переходит в «что этот человек делает», и только потом говорящий возвращается к пункту «что» (например, описывает пейзаж).
В нынешнем году такую логическую «косичку» сочли допустимой — главное, не забыть ничего важного.
Сравнение фотографий
Это самое сложное задание в устной части, которое предполагает и умение быстро формулировать мысли, и хорошее владение грамматикой, и большой словарный запас. За две минуты можно наделать много ошибок!
-
Больше всего трудностей вызывает первый пункт плана. Чаще всего школьники забывают про какой-нибудь один аспект одной из фотографий – либо action, либо location. Бывает и так, что увлекаются описанием одной картинки и про вторую вообще не вспоминают.
-
По-прежнему коварным остается четвертый пункт. Он может быть сформулирован по-разному: Say which activity you prefer / you’d prefer / you preferred as a child.
Это похожие, но разные вопросы, которые предполагают похожие, но разные ответы.
- Еще одна типичная ошибка, которую делают ученики — говорят I’d prefer the first picture. Речь идет не о картинке, а о действии: I’d prefer the first way of revising for my exams.
Помните, что актуальные новости ЕГЭ и типовые задания следует искать на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Фото: Depositphotos