Экзамены-2020 перенесли на более поздние сроки, так что у выпускников есть время подготовиться к ним как следует. Напоминаем, что из-за распространения коронавируса старт основного этапа ЕГЭ перенесли на июнь. Одиннадцатиклассники получили больше времени для подготовки к выпускным экзаменам. Тем, кто выбрал испытание по английскому, можно не бояться неприятных сюрпризов — никаких радикальных изменений в этом году не предвидится. Но трудности, конечно, никуда не делись. О том, как избежать типичных ошибок, рассказывает Ирина Лексина, эксперт по ЕГЭ, редактор Puzzle English, онлайн-платформы для самостоятельного изучения английского языка.Чтение и аудирование Хотя это и два разных аспекта языка, в заданиях к текстам и к аудиозаписям встречаются очень похожие сложности. Если знать, на что обращать внимание, сразу две части экзамена могут показаться проще. Другие формулировкиЕсли в задании есть фраза вроде Books are more interesting to read than magazines, скорее всего, ни в аудиозаписи, ни в тексте для чтения вы ее не найдете. Эта же идея будет выражена совершенно другими словами. Что делать: при чтении задания мысленно стараться подобрать синонимы к ключевым словам. В приведенном примере таковым является interesting — значит, стоит ожидать чего-то вроде original ideas или exciting plot. Ложные подсказки Предположим, к вопросу даны три или четыре варианта ответа. In her near future Molly is planning to start… – teaching English drama to Chinese students – using new methods to teach English drama – running a new course for foreign students Будьте готовы к тому, что в тексте или аудиозаписи встретится все: English drama, Chinese students, new methods, new course и так далее. Это может сильно сбивать с толку. Что делать: • ожидать новых вариаций на тему ключевых слов — синонимов, обобщений, смежных понятий (например, вместо English drama может быть упомянут Шекспир); • не выбирать ответ только потому, что вы ясно расслышали или увидели тот или иной вариант — скорее всего, тут кроется подвох. Ответы, которые выглядят очевиднымиНекоторые вопросы кажутся до странности легкими — ответ на них словно напрашивается сам собой. Это происходит из-за того, что по таким вопросам мы имеем собственное мнение. Когда мы сталкиваемся с чем-то вроде The singer believes art should be… a) idealistic b) realistic c) rebellious, то невольно выбираем окончание фразы, с которым согласны сами. Что делать: ненадолго забыть о собственных убеждениях и использовать только ту информацию, которая представлена в аудиозаписи или в тексте.Грамматика и лексика Как правило, этим аспектам учителя и репетиторы уделяют достаточно внимания. Мы советуем лишний раз повторить правила образования вопросов (пригодятся еще и на говорении) и совсем простые темы, вроде there is / there are (вы готовитесь к самому сложному и от неожиданности на простом можете дать осечку). Много огорчений могут принести недоученные неправильные глаголы — это особенно касается тех выпускников, у которых в средней школе был провал с английским, а теперь они стараются наверстать упущенное. Личное письмо Значительную часть письма составляют домашние заготовки. Адрес, приветствие, вводный и заключительный абзацы, завершающая фраза — все это прекрасно заучивается наизусть. Но и тут есть свои тонкости. Адрес может быть как кратким, так и полным, но в нем не нужно указывать имя и фамилию и нельзя ставить выдуманную дату, особенно шуточную. Шуточные аббревиатуры, принятые в электронной переписке, тоже не найдут отклика в сердцах экзаменаторов. Особенно не приветствуется XOXO.Ученики порой заучивают для введения и заключения целые истории: Sorry, I haven’t written to you for a long time, but I’ve been busy… Sorry, I have to go now, my mom is waiting… За это не наказывают, но и не хвалят.Лучше включить в текст действительно важную информацию, а этикетные фразы сделать покороче. Например, благодарность за предыдущее письмо можно свести к thank you / thanks for your letter. По поводу ссылки на предыдущие контакты поделимся маленькой хитростью: эксперты ожидают слов always или again (I am always glad to hear from you / It is good to hear from you again). В качестве фразы о дальнейших контактах будут уместны, например, Hope to hear from you soon / Write back soon.Сочинение Выбор темы С 2019 года ученикам предлагаются две темы на выбор. С одной стороны, это выигрышное нововведение. С другой стороны, возникли психологические трудности: некоторые школьники заметались, бросив первое сочинение на середине и схватившись за второй вариант. Увы, на такие крутые виражи обычно не хватает времени. Что делать: выбирать тему один раз и окончательно.Много вреда приносят так называемые «ложные друзья переводчика». Например, фразу One should read about historical sites before sightseeing многие выпускники перевели как «следует читать исторические сайты» и написали сочинение совсем не на ту тему. Парафраз Напоминаем, что в задании есть фраза State the problem paraphrasing the given statement. Маленькая, но приятная новость: в прошлом году от учеников требовалось перекроить тему до неузнаваемости, а в этом году задачу немного упростили.Что делать: удачным парафразом считается либо изменение грамматической структуры, либо замена двух слов на синонимы. Довольно часто школьники не меняют выбранную тему, а просто переписывают ее и дополняют парой предложений. Такой вариант эксперты не засчитают. Говорение Чтение вслух и вопросы. В первых двух заданиях ученик может сразу исправить ошибку (конечно, если сам ее отследит). Экзаменаторы оценивают только последний вариант прочтения трудного слова и последний прозвучавший вопрос. Что делать: не злоупотреблять этой возможностью — именно первый вариант часто бывает правильным. Описание фотографии Как и в случае с письмом, большая часть этого задания спокойно заучивается заранее. Но кое-что неизменно привлекает внимание экспертов.При ответе на первый вопрос ученики часто забывают половину и пропускают или when, или where. Выбирать нужно ту фотографию, которая проще именно для вас.Многие экзаменуемые не описывают происходящее, а придумывают информацию: My sister is looking sad because that was the day when she split up with her boyfriend. Такие фразы эксперты никак не оценивают — зато педантично подсчитывают, на какие обязательные вопросы вы не успели ответить, израсходовав драгоценное время. Ученики не всегда придерживаются плана задания. В идеале сначала должен прозвучать ответ на второй пункт (кто/что), а потом на третий (что происходит). На практике пункты часто переплетаются: ответ на вопрос «кто» переходит в «что этот человек делает», и только потом говорящий возвращается к пункту «что» (например, описывает пейзаж).Сравнение фотографий Это самое сложное задание в устной части, которое предполагает и умение быстро формулировать мысли, и хорошее владение грамматикой, и большой словарный запас. За две минуты можно наделать много ошибок!Больше всего трудностей вызывает первый пункт плана. Чаще всего школьники забывают про какой-нибудь один аспект одной из фотографий – либо action, либо location. Бывает и так, что увлекаются описанием одной картинки и про вторую вообще не вспоминают. По-прежнему коварным остается четвертый пункт. Он может быть сформулирован по-разному: Say which activity you prefer / you’d prefer / you preferred as a child.Еще одна типичная ошибка, которую делают ученики — говорят I’d prefer the first picture. Речь идет не о картинке, а о действии: I’d prefer the first way of revising for my exams. Помните, что актуальные новости ЕГЭ и типовые задания следует искать на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Фото: Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!