Больше свободы: как должна измениться школа, чтобы дети наконец начали учиться
Дети в разных странах мира постепенно возвращаются к очному обучению.
США публикует результаты тестирования, по которым ученики в среднем потеряли около 3 месяцев в изучении математики и около 1,5 месяцев в чтении.
В Великобритании заявляют, что отставание от школьной программы составило в разных регионах от 2 от 7 месяцев.
В 2021 году после обращения Национального родительского комитета в России отменяют базовый экзамен по математике. Причина в том, что «качество дистанционного обучения по сравнению с очным форматом хромает, и в некоторых регионах эта разница огромна».
Создается впечатление, что столь удручающая картина связана именно с переходом школ на дистанционное обучение. Онлайн-образование теряет свою привлекательность, приобретает имидж бессмысленного, не дающего никаких результатов, и даже родители, которые раньше включали в расписание ребенка дополнительные онлайн-занятия, стараются уменьшить эти часы за компьютером, считая их больше вредом, чем пользой.
Действительно ли переход на онлайн-образование стал причиной таких результатов? Как образование (в том числе школьное) должно измениться, чтобы быть наиболее эффективным?
Мы попросили ответить на эти вопросы директора платформы «ЯКласс» в России Андрея Илингина (@yaklass_ru).
Школьное образование — одна из самых регулируемых областей современного общества. Стандарты, утвержденные программы, закрепленные методики и годы, которые уходят на их принятие, — это лишь скрытая часть айсберга под названием «образование».
Во всем мире вопросы образования находятся в сфере государственных интересов, и в связи этим все, что мы видим на вершине этого «айсберга», имеет две стороны: с одной — школьные программы глубоко проработаны специалистами, психологами и чиновниками,
с другой — эти программы крайне медленно изменяются и адаптируются к мировым событиям и новым веяниям.
Чиновники сферы образования по всему миру говорят, что почти у 40% школьников дома нет хорошего интернета, а многие преподаватели не умеют пользоваться программами для дистанционного обучения.
В реальности большинство неудач связано, в первую очередь, с паникой и стрессом (у школ, родителей и детей), во вторую — с ожиданием учителями решений «сверху»: в какой программе проводить обучение, как ее адаптировать, давать ли домашние задания, как их проверять и вообще делать ли хоть что-то.
Страны, которые еще до пандемии поняли, что важная ценность школьного образования — гибкий подход и креатив именно в методах обучения (Финляндия, Эстония, Сингапур) — вышли из ситуации с наименьшими потерями и высокими результатами.
В России, несмотря на действительно недостаточное техническое обеспечение детей и учителей в регионах, с проблемой справились неплохо. Связано это в первую очередь с тем, что регионы сами принимали решения о дистанционном образовании. Министерство просвещения РФ практически не вмешивалось в процесс, дав возможность учителям и местным чиновникам проявить креатив и решать проблемы на местах.
В чем же преимущества цифрового образования?
Во-первых, на обучающих онлайн-платформах лежит прошедший модерацию контент: его проверил составитель и редактор, и только после этого материалы были опубликованы. А во «взрослом» интернете, на YouTube, в социальных сетях достаточно информации, несущей опасную рекламу, которая может повлиять на ребенка.
Во-вторых, «цифра» дает одинаковые возможности каждому ребенку. Неважно, где он живет и в какую школу ходит, — каждый имеет возможность получить образование уровня лучшей столичной гимназии.
Родителям это вдобавок экономит немало денег: если у ребенка нет по-настоящему серьезных проблем с успеваемостью, вместо трех репетиторов по трем разным предметам (обычно весьма недешевых) можно получить неограниченный доступ к базе теории и заданий по всей школьной программе.
Кстати, разнообразие контента и его форм — еще одно преимущество образовательных онлайн-ресурсов. Для современных детей, родившихся в эпоху обилия информации, одного только учебника и сборника упражнений уже недостаточно, они хотят больше, ярче, интереснее.
И цифровая платформа может это дать – еще и в увлекательном интерактивном виде!
Некоторые школы изобрели прекрасные смешанные формы обучения, которые, я уверен, будут эффективно применяться и после пандемии.
Хочу отметить некоторые из них.
1. Модель «Смена рабочих зон, или ротация станций»
«Ротация станций» — одна из самых популярных моделей смешанного обучения. Во время обучения ученики переходят от станции к станции по фиксированному расписанию. «Переход» можно делать как физически, находясь в школе, так и за компьютером, переходя в разные онлайн-комнаты.
Станциям можно давать смешные названия, придумать дополнительные бонусы за выполнение заданий, добавить другую геймификацию.
За учебное время дети успевают:
- поработать с учителем в группе, чтобы изучить или повторить учебный материал вместе с ним;
- самостоятельно выполнить задания онлайн, таким образом закрепляя учебный материал;
- поработать в группе, применив свои знания на практике.
Эта модель не дает ребенку заскучать и одновременно учит быстро менять сферу деятельность без потери фокуса.
Она подходит для всех школьников, ее можно использовать уже в конце первого класса.
2. Модель «Перевернутый класс»
Эта модель позволяет «перевернуть» учебный процесс следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видеолекции, изучают материалы в онлайн-сервисах, а все аудиторное время, когда преподаватель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий.
Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и название «перевернутый класс»).
В перевернутом обучении освоение новой темы начинается не с того, что учитель объясняет материал, а наоборот — с того, что ученик сам изучает новую тему.
Можно ли это сделать с помощью традиционного учебника? Вряд ли, потому что тексты сложны для самостоятельной работы ребенка. А вот креативные и красивые презентации или даже (почему нет?) ролики в стиле TikTok — скорее всего привлекут внимание ребенка.
То, что останется непонятным, ему объяснит учитель в классе.
3. Модель «Тьюторство»
В некоторых школах практикуют такую форму, при которой ребенок самостоятельно после прочтения и изучения новой темы уже в классе пытается объяснить новый материал своим одноклассникам, становясь их тьютором.
Конечно, учитель всегда на подхвате, но вы удивитесь, как креативно некоторые ученики подходят к процессу и как стремительно вырастает эффективность усвоения материала.
Читайте также
Когда мы оцениваем результаты обучения в пандемию, нельзя мерить среднюю температуру по больнице. Надо обратиться к лучшим практикам, лучшим регионам, лучшим школам. В тех школах, где учителя получили достаточную самостоятельность, преимущества смешанного онлайн- и оффлайн-обучения стали очевидны.
Будущее за тем, чтобы давать больше свободы и глубоко анализировать результаты, погружаясь именно в детали, а не в поверхностную статистику.
Смешанное обучение должно использоваться и далее. Именно такая форма не позволяет ребенку, с одной стороны, проводить все свое время перед компьютером, а с другой — привносит в школу те инновации и возможности, которые дает современный цифровой мир.
Фото: Freepik
Научить воспитанию детей за 1 минуту? Легко! Подписывайтесь на«Летидор» в TikTok!