Боль не по возрасту: когда и в каких соревнованиях нужно участвовать ребенку
Рассказывает руководитель отдела информации олимпиады Национальной технологической инициативы и мама сына Екатерина Баяндина.
Выбирая школу для сына, я, как и многие родители, обнаружила занимательный маркер времени. Школы, которые традиционно и долго держат на дверях невидимую, но вполне отчетливую табличку «Выше среднего», по факту требуют, чтобы ребенок пришел подготовленным даже не в первый класс, а в группу, созданную для того, чтобы к первому классу готовить. Это не одна и не две школы. Это уже сложившаяся, хотя и не повсеместная система.
В дело сгодится все, что может служить доказательством, что ребенок дотягивает до поставленной планки. Дипломы, сертификаты, медали, грамоты и другие формы поощрения тщеславия, способствующие развитию звездной болезни.
Но меня волновала даже не столько звездная болезнь. И даже не нарушение права ребенка на дошкольную жизнь. Меня волновало, что, если медалька достанется другому, это будет боль «не по возрасту». Я считаю, это не то чувство, которое должны испытывать дети в любимом временном отрезке Корнея Чуковского «от двух до пяти», хотя и пять лет — рановато для серьезной борьбы.
Боль поражения запросто может отбить желание участвовать в любых соревнованиях, даже когда это будет по-настоящему необходимо.
Более того, она может превратить интерес к предмету в настоящую неприязнь.
Представив себе, как детская комната, совмещающая в себе гараж, лабораторию, мастерскую, библиотеку и склад оружия, превращается в доску почета, а ее обитатель — в подсаженного на похвалу честолюбца, я отказалась от плана поступления в школы, где надо готовиться к подготовительным курсам в первый класс.
Я ищу не столько школу, сколько учителя, который в первые три года как минимум не отобьет существующий интерес к миру, а как максимум — разовьет его.
Почему получить навыки, которые будут кормить, важнее, чем почетную грамоту
На работе я вижу соревнования ребят-инженеров менее нежного возраста, 13–16 лет. Это именно тот период, когда соревнование необходимо и прагматически (для поступления), и психологически. Приз за победу в глазах подростка неимоверно крут. 100 баллов по одному из предметов по ЕГЭ, возможность обучения в ведущих инженерных вузах, стажировки в компаниях, о которых поколение, родившееся с беспроводной мышкой в руках, мечтает уже в старшей группе детского сада.
Как и в любых соревнованиях, на Олимпиаде НТИ проигравших больше, чем победивших. Однако ситуацию двухлетней давности, когда мальчик, не выигравший в компьютерной игре, выбросился из окна, сложно представить даже людям с очень развитым воображением.
Я общаюсь с организатором олимпиады, человеком, который занимается ею с самого начала, и все больше убеждаюсь, что безопасность в интеллектуальных состязаниях важна не меньше, чем хорошая защита в хоккее.
Ольга Прудковская, организатор Олимпиады НТИ:
«Наши инженерные соревнования содержат больше элементов обучения, чем конкуренции. Важен процесс, когда человек учится создавать что-то, что он раньше создать не мог, и оттачивает уже имеющийся навык. Да, быть победителем приятно, да, это дает определенные преференции и бонусы, но соревнования по всем профилям построены таким образом, чтобы участник извлек из них навыки, которые смогут кормить его ближайшие десять лет и нашел команду, вместе с которой он будет менять мир. Сами наши участники говорят, что это ценнее, чем грамота на стенке».
Участники олимпиады, которые не заняли призовых мест, рассказали, что пережить поражение гораздо проще, когда проигравших значительно больше, чем победивших. Поэтому родителям, чьи дети советуются с ними о том, на какой конкурс стоит ехать, а на какой нет, есть смысл учитывать количественный состав участников.
Да, он может снизить шансы на победу, но вместе с тем сделает поражение не таким горьким.
Клинический психолог, гештальт-терапевт Мария Дубинина подчеркивает еще одну особенность проигрыша в коллективе: «Когда проигрывает команда, у ребенка нет ощущения, что это лично его вина. Его поражение не персонифицировано. Кроме того, на командных соревнованиях, как правило, не выделяют отдельных игроков. Для многих детей, да и для взрослых, проще пережить поражение вместе».
О том, что команда — анестетик сама по себе, говорят и участники. «Ты не один виноват в том, что что-то не получилось. Проигрывать в одиночку тяжелее», — рассказывает один из ребят, не прошедший в финал.
Отдавать предпочтение командным соревнованиям логичнее не только потому, что и победа, и поражение в них переживаются психологически комфортнее, но и потому, что умение работать вместе сегодня ценится выше, чем умение работать в одиночку.
Почему детям больше нравится учиться, а не соревноваться
По данным опроса, наибольшее отчаяние у подростков вызывает поражение из-за непредвиденных обстоятельств: «Бывает, что ты все сделал правильно и все должно работать. Но в тот момент, когда ты презентовал проект, отключился интернет. Не все и не везде дадут тебе дополнительное время, не факт, что ты сам сможешь быстро успокоиться и заново собраться».
И тут родителям как людям, у которых есть шанс быть услышанными подростками, есть смысл почитать отзывы об организации соревнований, написанные теми, кто в них уже участвовал. Как правило, о жестких ошибках и неделикатном отношении к детям быстро становится известно.
Но важна не только организация мероприятия и высота требований, но и личный настрой родителей.
_«Очень часто мама и папа говорят ребенку: "Ты лучший! Ты обязательно победишь!" В итоге, когда этого не происходит, ребенок чувствует вину за то, что не оправдал родительские ожидания. Вторая крайность: "Ты проиграл, ну и ничего страшного. Я буду любить тебя любым". Согласитесь, что такая любовь — не самое приятное, что может получить любой человек, будь то ребенок или взрослый. Адекватно, когда родители говорят: _
"Каким бы не был результат, это никак не повлияет на наши отношения. Если ты проиграешь, тебе будет больно. И мне будет больно. Потому что, это важно для тебя".
И, конечно, при участии в любых соревнованиях надо понимать, что поражение может очень сильно сказаться на ребенке даже спустя годы. Я сейчас работаю с 30-летней клиенткой, которую родители забрали из художественной гимнастики, поставив ей в приоритет учебу. Девочка была очень успешна, ее даже хотели взять в сборную, и вот эту проблему потенциального успеха, который вполне мог быть, но не случился, человек носит с собой второй десяток лет. Надо очень тщательно подходить к выбору соревнований, смотреть, кто и как их делает, и, конечно, контролировать свою реакцию на любой результат», — считает Мария Дубинина.
Прохождение в финал Олимпиады НТИ нельзя считать проигрышем, само по себе это уже существенное достижение, которому предшествует большое количество отборочных этапов.
Финалист олимпиады Вячеслав Алексеев приехал на соревнования из небольшого города Кореновска. Мы разговариваем с ним по телефону, а не по скайпу, потому что во всем его городе отключили электричество. Несмотря на то что электричество отключают не в первый раз, в прошлом году Вячеслав упорно готовился к олимпиаде по интернету.
Я вспоминаю легенду о Ломоносове, согласно которой будущий отец российской науки читал стихотворный псалтырь Симеона Полоцкого при свете Луны.
Вячеслава хочется спрашивать не о том, был ли финал для него победой или стартом, а о том, как он чувствует себя, поварившись среди финалистов профиля «Наносистемы и наноинженерия» и вернувшись в город, где нет света.
«Когда я вернулся домой, я сразу стал собирать генератор, чтобы электричество было всегда. Мне нужен магнит помощнее того, который есть сейчас. Съезжу в большой город, куплю, и все заработает. На олимпиаду в этом году поеду обязательно. Мне очень нравится, что мы там больше учимся, чем соревнуемся. Поэтому ни победа, ни поражение не ощущаются слишком остро. Я бы советовал больше участвовать именно в таких форматах. А еще мне кажется, что перед любым соревнованием любой родитель должен сказать своему ребенку, что не будет меньше любить его, если тот проиграет, и больше — если выиграет. Я своему ребенку буду так говорить. И еще важно, чтобы у него было не одно соревнование в жизни. Сегодня проиграл, завтра выиграл».
На этом месте Людмила Петрановская могла бы заметить:
«Помните, вы рожали ребенка не для того, чтобы он сдал ЕГЭ».
И, наверное, не для того чтобы он выиграл все олимпиады и конкурсы на свете.
Да, мы радуемся от того, что ребенок научился держать ложку или сдал матан. Но эта радость — всего лишь часть больших планов на счастье, которого можно себя лишить в попытке собрать все золото мира, а можно все-таки испытать.
Фото: пресс-служба олимпиады НТИ