5 супернавыков, которые нужно развивать каждому ребенку (и не только!)
С появлением ФГОС в наш обиход вошли новые категории образовательных результатов: предметные, метапредметные, личностные. Атлас новых профессий подарил нам понятие «надпрофессиональные навыки», а десятки образовательных проектов и практик актуализировали идею мягких навыков (soft skills).
Команда экспертов и Департамент образования и науки города Москвы взяли все эти категории и придумали, как могла бы выглядеть образовательная среда, где все участники процесса говорят на общем языке — так родилась концепция фестиваля «Столица будущего», который пройдет в Москве 27 апреля в рамках Московского международного форума «Город образования».
Специально для «Летидора» участник команды фестиваля, тьютор Максим Буланов, отвечающий за работу с практиками, которые предоставляют задания для ученических команд в игре, поделился своими наблюдениями и советами, как можно опознавать мягкие навыки и способствовать их развитию в повседневности.
Предпринимательство
Задания этого кластера обнаруживают умение определять цели (что есть цель в данном случае), выстраивать процессы (как распределить людей и ресурсы для получения результата), находить оптимальные (работающие при минимальных издержках) решения ситуаций, видеть потенциалы (например, быстро найти «фишку» совершенно невзрачного места на фотографии, найти нестандартное применение обычной вещи).
Как опознать подобные навыки в обычной жизни? Предложите ребенку такое упражнение.
Например, в магазине, когда продавец обращается к нему, пусть попробует определить, как он строит разговор с ним как с клиентом — какие аргументы использует, чтобы убедить его что-то купить.
Пусть ребенок вежливо откажет продавцу и понаблюдает за тем, как он будет работать с возражением.
Если у него развито предпринимательское мышление, то он обязательно найдет ключик к клиентскому сердцу вашего ребенка.
Другой пример. Гуляя в городском парке, предложите ребенку нарисовать карту парка и разместить на ней все локальные бизнесы — кафе, аттракционы, какие-либо объекты, которые предлагают какие-то услуги посетителям парка. Попросите объяснить, почему этот бизнес расположен именно в этой части парка? Понаблюдайте за тем, как посетители пользуются его услугами. Сделайте вывод, удачное ли место выбрано для него или можно было бы разместиться где-то еще?
Креативность
Здесь находятся задания и практики, дающие возможность выразить мысли, чувства, концепции, представить идеи, решения с помощью творчества. Например, создать коллаж, выражающий определенную позицию или описывающий отношение к проблеме, изобразить чувство/позицию движением и прочее.
Как стимулировать свою креативность?
-
Нарисовать что-нибудь
-
Провести время без экранов
-
Прогуляться
-
Разрешить себе ошибиться
-
Послушать музыку
-
Отдохнуть/поспать
-
Глубоко вдохнуть и улыбнуться
-
Поступить непривычно
-
Сделать что-то ради шутки
-
Не заставлять себя
-
Почитать книгу
-
Выключить перфекциониста
-
Сходить в новое место
-
Не бояться своих идей
-
Сделать что-то сложное для вас
-
Сделать, а не сомневаться
-
Составить список и следовать ему
-
Быть несогласным
-
Радоваться малым победам
-
Изменить точку зрения
Коммуникация
В каких случаях мы задействуем эти навыки?
● Когда нужно кого-то в чем-то убедить
● Когда нас о чем-то просят, но мы не можем это сделать и должны отказать
● Когда мы в компании друзей должны о чем-то договориться
● Когда нам надо вернуть какую-то вещь обратно в магазин, потому что она нам не подошла
В этом кластере находятся практики и задания, позволяющие обнаружить коммуникативные умения: договороспособность, убедительность, красноречие, ясность выражения.
Сюда же относится аспект работы с информацией через коммуникацию: задать правильный вопрос, взять интервью, выяснить нужную информацию в общении.
Как сознательно использовать свои навыки коммуникации? Подойдут следующие упражнения для подростков:
-
Научите ребенка обращаться к собеседнику по имени, а также быть дружелюбным и внимательным к нему. Вместо того чтобы давать односложные ответы, предложите ребенку действительно заинтересоваться беседой и сделать разговор приятным для обеих сторон.
-
Важно показать свою заинтересованность в собеседнике.
-
В разговоре стараться сосредоточиться на настоящем моменте, не уплывать мыслями куда-то в облака.
-
Задавать вопросы. Это показывает собеседнику заинтересованность в разговоре.
-
Слушать внимательно. Объясните ребенку, что когда мы слушаем людей, они доверяют нам. Когда они доверяют нам, они могут чувствовать себя комфортнее, а это, в свою очередь, поможет нам быть увереннее.
Эмоциональный интеллект
В каких случаях мы его задействуем?
● Когда мы испытываем неловкость, если кто-то из друзей пошутил про нас или кого-то, кого мы даже не знаем
● Когда мы хотим разозлиться на какую-то ситуацию, но сдерживаемся, понимая возможные последствия, и выбираем более спокойный способ реакции
● Когда мы смотрим сериал и по одному только выражению лица героя понимаем, что он чувствует
Через задания в этом кластере фестиваля-игры проявляются такие умения, как умение осознавать и выражать свои чувства/состояния, умение замечать и понимать состояние другого человека, умение менять/отыгрывать различные чувства/состояния.
Ниже приведем пару упражнений, которые можно использовать без какой-то специальной подготовки или инструментов.
Иногда кажется, что мы не здесь и не сейчас. Как вернуться в ситуацию?
● Закрыть глаза и сделать 3 глубоких вдоха
● Сказать четко и внятно «Я здесь», «Я вернулся/-лась» или, наоборот, «Дела, я скоро вернусь»
● Проследить, куда уводят эмоции. Потратить немного времени и обнаружить внутри себя какие-либо эмоции, которые не выражены. Далее подумать, что можно сделать, чтобы выразить их.
● Здесь и сейчас сосредоточиться на одном деле и не думать ни о чем другом. Хватит 2-3 минут такой концентрации. Или потратить эти минуты, чтобы не думать ни о чем вообще.
Если ребенок ждет общественный транспорт или своей очереди, предложите ему посмотреть на людей вокруг (человек может быть один или в компании с кем-то) и:
● По выражению их лиц угадать их настроение. Понять, как себя чувствует этот человек.
● Кто этот человек? Кем он работает? О чем мечтает?
● Представить, что могло бы обрадовать этого человека.
Мышление
Через задания в этом кластере фестиваля-игры проявляется способность находить наилучшее решение с помощью интеллекта. Здесь могут использоваться логические, математические, лингвистические, парадоксальные задачи.
Сюда же относится аспект работы с информацией — поисковая грамотность: найти нужную информацию в книгах, в сети, выделить ключевую мысль из текста и тому подобное.
Предлагаю для подростков упражнение, выполнить которое им не составит труда.
Предложите ребёнку, когда он откроет соцсети, подумать, какие из показываемых ему постов алгоритмы выдают с целью рекламы, какие — потому что они уже получили много лайков, а какие — потому что ему действительно это интересно.
Город — одна из ключевых сущностей в жизни современного человека. Города растут, развиваются, каждый из них обладает своей историей, характером и стилем. Мы назвали фестиваль «Столица будущего», потому что будем придумывать, как выглядит и чем живет самый важный город для любого государства. Кто его жители, по каким правилам существует сообщество горожан, что происходит в нем? На эти вопросы ответим 27 апреля на образовательном фестивале-игре.
В Столице будущего живут люди, которые умеют управлять своим развитием и образованием. В ней нет уроков и четко прописанных планов — события возникают под запрос или из горячего желания что-то сделать и исчезают, когда их роль исполнена. Конечно, на первый взгляд, наша столица будущего утопична, мы и не спорим, поэтому и назвали фестиваль игрой. Жители столицы будущего говорят на новом языке — каждый славен в ней своими навыками и умениями.
Фото: Shutterstock/VOSTOCK