Образование

7 мифов о вреде раннего развития

На самом деле в раннем развитии нет ничего страшного!

Каждая мама, вставшая на путь раннего развития ребенка, хоть раз слышала от окружающих укоризненные комментарии. Ведь, по мнению большинства, у этого процесса существенное количество минусов. Вот только основная часть этих негативных последствий — чаще всего вымысел. Прежде, чем принимать решение о необходимости занятий с малышом, стоит развеять основные мифы о вреде раннего развития.

Миф 1: раннее развитие наносит вред детскому здоровью

На самом деле:

Нейропсихологи и педиатры, как и многие другие специалисты, всерьез опасаются за физическое здоровье детей, чьи родители неверно поняли основной принцип раннего развития — всестороннесть. Грамотный подход к развитию ребенка предполагает и физическую активность, и упражнения на развитие мелкой моторики, и психоэмоциональные контакты. Нельзя заставлять ребенка учить что-то через силу или требовать от него долгой сосредоточенности, все это и впрямь скажется на здоровье, состоянии нервной системы и мозга. Однако равномерное распределение активностей, игровая форма подачи материала, занятия только с заинтересованным ребенком не нанесут ему вреда.

Миф 2: ребенку будет неинтересно в школе

На самом деле:

Будет ли ребенку скучно в школе, зависит в первую очередь от преподавателя, к которому он попадет. Разумеется, если педагог не умеет находить общий язык с детьми, читает материал «с бумажки», не является интересной личностью, любой ребенок заскучает.

Так или иначе, раннее развитие не имеет со школьной программой практически ничего общего, оно не сводится к перечислению фактов и правил, а учит получать и усваивать информацию. Кстати, если ребенку не нравится школьная программа, потому что он ее перерос, всегда можно найти дополнительные источники знаний (кружки, секции, семинары, музеи), чтобы он не потерял интерес к самому процессу обучения.

Миф 3: умственное развитие идет в ущерб эмоциональному

На самом деле:

До трех лет основным примером для ребенка являются родители. Общение на разные темы, игры, совместные занятия искусством и посещение интересных мест пойдут ребенку лишь на пользу. На время занятий мама не превращается в строгого педагога, она хвалит, поощряет, радуется и сопереживает малышу — и таким образом служит для него эмоциональным ориентиром.

Если же вы занимаетесь развитием ребенка не самостоятельно, а с помощью специализированных центров, то к общению со взрослыми добавляется не менее ценный навык коммуникации со сверстниками. Подвижные и интеллектуальные игры, дух соревнования, общение между занятиями — все это помогает формированию детской эмоциональности.

Миф 4: обучение по выбранной программе лишает ребенка возможности самостоятельно познавать мир

На самом деле:

Никто не предлагает родителям строго следовать одной единственной развивающей программе, ведь каждый ребенок уникален и любит что-то свое. Из существующих методик можно выбрать по несколько упражнений и занятий, которые понравятся малышу, и делать именно их. Доказано, что занятие, проведенное «через не хочу», не принесет крохе никакой пользы — материал не усвоится, а настроение испортится.

Кроме того, методики РР — это лишь инструменты, с помощью которых малыш познает мир. Карточки Домана, квадраты Никитина, организация пространства по Монтессори — все это только способы развить мозг ребенка, а не строгие рамки, которым нужно соответствовать.

Миф 5: сравнявшись со сверстниками по уровню знаний, ребенок испытает разочарование, перестанет считать себя уникальным

На самом деле:

Сам ребенок не сравнивает себя с окружающими довольно долго, и уж точно не рефлексирует по поводу того, что Петя собрал пирамидку быстрее, а у Маши кружочки вышли ровнее. Если родители изначально не будут акцентировать внимание малыша на его уникальности, пренебрежительно отзываться о других детях, проводить сравнения и озвучивать результаты, то сам он никогда этого не заметит.

Миф 6: общеобразовательные программы детсада и школы сведут все усилия на нет

На самом деле:

Часто можно услышать, что бессмысленно учить ребенка первые три года жизни, ведь в детском саду он все равно растеряет все знания и сравняется со сверстниками, которые пока ничего не знают. Разумеется, если в первый же день детсадовского периода перестать заниматься с ребенком и больше никогда к этому не возвращаться, то со временем сверстники его догонят. Но если вы будете продолжать развивать малыша, детский сад станет еще одной возможностью закрепить пройденное.

Никто не отнимет у вашего ребенка знания, которые вы ему дадите. Даже если остальные малыши в группе только начали учить цвета и цифры, ваш кроха не скатится в одночасье до этого же уровня. Занятия в общеобразовательных учреждениях в раннем возрасте важны не столько знаниями, которые они дают, сколько навыками коммуникации, которые развиваются у малышей в коллективе.

Миф 7: раннее развитие лишит ребенка беззаботного детства

На самом деле:

Этот, пожалуй, самый распространенный миф, опять же связан с непониманием разницы между развитием и обучением, а также с фанатичностью некоторых родителей. Ребенок больше всего любит учиться, постигать новое. Это касается и новых слов, и игр, и предметов, и погодных явлений, и всего окружающего мира.

Раннее развитие предполагает передачу информации от родителей к малышу в доступной игровой форме. Ни один разумный специалист не посоветует усадить полуторагодовалого кроху за парту и целыми днями читать ему учебники. Но что плохого в том, что после прогулки под дождем мама с малышом его нарисуют, прочитают пару стихотворений, послушают звуки дождя в записи, сложат это слово из кубиков? Это и есть всестороннее развитие, к которому стремится любой любящий родитель.