Опубликовано 28 сентября 2016, 16:00

Раннее развитие — кому это нужно

«Летидор» рассказывает про популярные методики раннего развития и консультируется у психолога, так ли полезно водить малыша на занятия с пеленок.
Раннее развитие — кому это нужно

Раннее развитие — кому это нужно

Моему сыну едва исполнилось пять месяцев, как мне задали вопрос: «По какой методике вы его воспитываете?». Я растерялась и ответила: «По методике любви, заботы и внимания». После этого я решила выяснить, плохи ли те родители, которые не водят ребенка по развивающим центрам и не делают акцент на конкретные методики.

В Москве сотни центров для занятий с детьми от 8 месяцев и старше. В стандартный набор каждого из них входят музыка, танцы, английский, лепка и рисование. Всем этим вы можете полноценно заниматься с ребенком и дома. Главное — желание.

Самые популярные методики раннего развития

Сегодня среди продвинутых родителей наиболее популярны 3 методики развития детей: Монтессори, вальдорфская и Домана.

_ Методика Монтессори _

В основе утверждение — ребенок активно развивается и познает мир, а взрослые и педагоги не вмешиваются в этот процесс, пока малыш сам не попросит о помощи. Ему не навязывают игры и занятия, он сам выбирает, чем заниматься. Взрослые выступают в качестве наблюдателей.

В центрах, где занимаются по методике Монтессори, пространство разбито на зоны, которые всесторонне развивают навыки ребенка. Есть зона жизни и космическая зона. В первой малыш получает первые трудовые навыки — учится стирать, гладить, подметать, во второй — знакомится с традициями других народов (используя традиционные костюмы, предметы быта). Есть зона сенсорного восприятия, где находятся предметы, развивающие мелкую моторику. Там же ребенок найдет игрушки, которые помогут понять, что такое цвет, вес и форма.

_ Вальдорфская методика _

В основе вальдорфской методики — воспитание собственным положительным примером.

Педагоги делают акцент на развитии образного мышления и фантазии. Делают это с помощью лепки, игры с мелкими предметами. Занятия проходят с использованием натуральных материалов: дерева и камня. Вместо пластиковых игрушек дети играют с шишками, желудями, веточками. Очень приятная методика для тех, кто не собирается никуда торопиться — ведь каждый ребенок развивается в своем темпе в соответствии со своими способностями.

_ Методика Домана _

Главный тезис методики Домана — чем раньше начнешь, тем быстрее соберешь плоды. Малыш еще лежит в кроватке, а его уже учат различать цвета и геометрические фигуры. Система построена на специальных карточках со словами и буквами, которые нужно регулярно показывать ребенку. Таким образом родители тренируют его память и развивают логическое мышление. Уроки могут длиться всего по 5-10 секунд, но повторяться десятки раз за день. За один урок нужно показать 10 карточек с изображением, громко произносить, что на них нарисовано. Успехи ребенка закрепляются похвалой.

Хорошая новость: все методики можно миксовать и предлагать малышу, подстраивая занятия под его комфортный ритм.

7 принципов Монтессори на каждый день

Раннее развитие — кому это нужно

Про сравнение с другими и родительские амбиции

Часто родители сравнивают успехи своего ребенка с достижениями других детей. Многим нравится хвастаться не по годам развитым малышом, который в три годика уже читает по слогам и считает до ста. Другие, глядя на это, думают: «А чем наш хуже? Надо больше стараться».

И вот бедный ребенок уже в 3 года как на работу ходит в детский центр. Мамы, удовлетворяя собственное тщеславие и амбиции, загружают малыша ненужными кружками. В гонке за славой перед соседями они часто забывают: самое важное для малышей — спокойное и счастливое детство.

Раннее развитие — мнение родителей

Ольга: «9 месяцев — очень рано для развивающих занятий. Мне кажется, что в этом возрасте ребенку намного важнее общение с мамой».

Инесса: «Моя дочка пошла на занятия, когда ей было 2,4 годика. Я была вместе с ней, во всем помогала. Занятие длилось 45 минут. За то время дети успевали послушать музыку, полепить, порисовать, побегать. Дочке очень нравилась постоянная смена деятельности. Я считаю, что для моей малышки важна социализация буквально с пеленок».

Юлия: «Мы придерживаемся идей вальдорфской педагогики, поэтому не относим себя к сторонникам раннего развития. Детей на кружки не водим принципиально — лет до 7 точно. Я считаю, что в дошкольном возрасте ребёнок должен играть, бегать, прыгать. Для этого идеальна группа кратковременного пребывания в детском саду, все остальное время мы проводим вместе. Изредка ходим на занятия по лепке из глины.

Надо сказать, в моей жизни был период, когда я водила старшего сына на английский и танцы. Он, кстати, добился в этих занятиях значительных успехов. Но в какой-то момент устал и стал отказываться от любых секций и кружков. Я не стала настаивать. Считаю, что всему своё время».

Учимся читать: система Эльконина-Давыдова против методики Зайцева

Раннее развитие — кому это нужно

Раннее развитие малышей  мнение психолога

Практикующий психолог Ксения Пахорукова : «С одной стороны, забота современных мамочек о развитии своих детей радует. С другой — решив заняться этим делом, важно понимать, что у ребенка есть индивидуальные особенности и склонности, темпы роста, и главное, что всему свое время.

Навыки ребенка развиваются постепенно, по мере созревания определенных структур мозга. Развитие всегда идет от простого к сложному. Помните, как постепенно младенец учится управлять своим телом? Сначала дрыгает ножками-ручками, потом потихоньку начинает держать головку, потом переворачиваться, садиться, ползает, потом встает на ножки, учится ходить и бегать. Постепенно развивается способность распознавать сигналы кожи, ушей, глаз, носа, узнавать свои и чужие эмоции, слышать и узнавать речь, а потом и говорить, фантазировать, творить и так далее. И только на основе всего этого начинает развиваться логическое мышление.

Если игнорировать сферы, которые кажутся неважными (сенсорность, эмоциональность), и развивать только интеллект, это приведет к плачевным результатам.

Помните, что детство — время, отведенное нам на радость близости, совместных игр, общения друг с другом, взаимного внимания. Именно в это время закладывается уверенность в себе и эмоциональная компетентность, которые в жизни так же важны, как интеллект и логическое мышление».