Новости3 мин.

Психолог высказалась об истории девочки-гения, сдавшей ЕГЭ в 8 лет

Ситуация неоднозначная

© Depositphotos

Об истории одаренной девочки из Москвы слышал, пожалуй, каждый россиянин. Алисе Тепляковой недавно исполнилось всего девять лет, а она уже успела сдать ЕГЭ и поступить на психологический факультет МГУ. Правда, ребенок не прошел на бюджетное отделение университета, но ее отец готов платить за обучение дочери-вундеркинда. Эта необычная история вызывает у россиян и восхищение, и недоумение. А что по этому поводу считают психологи?

Напомним, ранее мы писали об удивительных достижениях Алисы Тепляковой из Москвы. 8-летняя россиянка успешно сдала ЕГЭ и получила аттестат за 11 класс. Когда встал вопрос о дальнейшем образовании, юная выпускница решила попробовать свои силы на вступительных экзаменах в МГУ. Однако на бюджет девочке-вундеркинду поступить не удалось, тем не менее ее отец выразил готовность оплачивать образование 9-летней дочери в университете. Известно, что родители одаренного ребенка воспитывают семерых детей-погодок (вместе с Алисой).

По просьбе «Летидора» Карина Рихтере (@mamazonka.ru) — психолог с многолетним стажем, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей-погодок — высказалась об истории девочки-гения, сдавшей ЕГЭ в 8 лет. По мнению эксперта, ситуация неоднозначная, ведь взрослые склонны закрывать глаза на то, что одаренные дети часто лишаются детства:

«В случаях, подобных истории Алисы Тепляковой, все концентрируются на удивительных достижениях ребенка, но никто не интересуется его мнением и тем, насколько адекватно он справляется с нагрузкой и есть ли у него время для полноценного отдыха и развития».

Кроме того, большинство детей-гениев не принимают собственных решений, они делают то, что радует их родителей. Любой ребенок стремится быть хорошим для своих мамы и папы.

«…в столь нежном возрасте ребенок больше ориентируется не на свои желания и стремления, а на то, что ему говорят родители. Если родители говорят, что нужно учиться и сдавать ЕГЭ в третьем классе, ребенок это сделает. Чего хотела сама Алиса, мы, возможно, никогда не узнаем. Детям очень легко внушить, что окончание школы экстерном — это их собственное желание»,

— добавляет Карина Рихтере.

Также, как отмечает наш эксперт, есть еще один момент — это реакция мамы и папы. Конечно, быть родителем ребенка-гения — это огромная гордость. Однако не совсем понятно, что за этим стоит — забота о дочери или удовлетворение родительских амбиций? Эта история сложилась удачно, и ребенок смог пройти испытания. Однако психолог не сбрасывает со счетов такой вопрос: как бы отреагировали родители, если их ожидания не оправдались?

Что касается реализации неординарных способностей ребенка, то Карина Рихтере согласна с тем, что одаренным детям учиться по классической программе может быть неинтересно. Тем не менее, она не советует форсировать события:

«Если вы замечаете, что ребенок откровенно скучает, рисуя крючки в прописях или решая простые задачки из учебника математики, это повод найти ему кружок по интересам или перевести в школу с более сильной программой, а не форсировать его обучение».

Также эксперт подчеркнула важность социализации. Из российских СМИ стало известно, что девочка находилась на домашнем обучении. Однако наличие большого количества братьев и сестер не спасает ситуацию, а интеллект и психологическая готовность — это разные вещи:

«Интеллектуально ребенок может быть развит намного сильнее сверстников, поэтому легко может освоить программу старших классов. А вот психологически ему может быть сложно со старшими детьми из-за разницы в интересах. Когда ребенок, как Алиса и ее сиблинги, учится дома, вопрос социализации встает еще острее. Даже в многодетной семье, в которой воспитывают детей погодок, общения со сверстниками не всегда хватает».

Поэтому психолог Карина Рихтере предупреждает, что при домашнем обучении ребенку обязательно нужно посещать кружки и площадки, где он будет учиться налаживать отношения не только с тем, кто ему нравится, но и с тем, кто ему неприятен.

Фото: Depositphotos