Колонки родителей5 мин.

Да, я вяжу на спицах, а еще крашу ногти и хожу в юбке: колонка отца о гендерных стереотипах

Как увлечение вязанием стало бизнесом

© Екатерина Баулина

Олимпиада в Токио проходила в разгар пандемии. И многим она запомнится не только антиковидными особенностями проведения или случаями спорного судейства. Благодаря ей мир узнал о 27-летнем спортсмене по прыжкам в воду Томе Дейли. Фото того, как молодой человек «медитировал» с пряжей и спицами на трибуне между выступлениями, сделали его звездой соцсетей.

«На самом деле, он ничего никому не хотел доказать. В тот момент просто все совпало — Том Дейли расслаблялся перед прыжком, а его сфотографировали. Спортсмен уже очень давно вяжет. Но британца можно поблагодарить за то, что в его лице миру еще раз представили доказательство отсутствия гендера, когда дело касается любимого дела», — считает Кирилл Астахов (@nufaf.ru), дизайнер, многодетный отец из Москвы, который не побоялся свое детское хобби превратить в бизнес.

По просьбе «Летидора» Кирилл написал колонку о том, как живется многодетному отцу, который носит юбки, красит ногти и вяжет в собственной студии, и о том, почему он мечтает, чтобы его сын захотел научиться вязать не хуже, чем Том Дейли.

© Кирилл Астахов, дизайнер, многодетный отец

Когда мне было 10 лет, мама впервые показала мне и брату, как набирать петли и вязать примитивные узоры. У нее не было цели научить нас этому.

Она просто хотела поделиться своим навыком — неважно, пригодится это в будущем или нет.

Мне это пригодилось примерно через 4 года. Я учился в очень хорошей школе в центре Москвы, где ребята и девчонки обожали музыку и моду. Но никто не выпендривался, это было естественно.

Классные джинсы, замысловатые пиджаки — всего этого мне хотелось, но в 80-е годы раздобыть что-нибудь эдакое было очень непросто. А поэтому я решил попробовать переделывать и создавать вещи своими руками. Я листал зарубежные журналы и посматривал на мамину швейную машинку.

Кирилл вяжет и придумывает узоры

В итоге я решил начать с чего-то простого и связал галстук-селедку. Конечно, я надел его в школу. И, разумеется, не скрывал, что связал его сам.

Недопониманий или насмешек вроде «вяжут только девчонки» не было.

Наоборот, ребята и девчонки в моем окружении считали за достоинство умение человека сделать что-то своими руками.

Я вязал, занимался рисованием. Думаю, во многом благодаря этому у меня развилось стремление к оригинальности, желание быть непохожим на других людей и уверенность, что это нормально.

Кирилл и его жена Натела

В том, что это прям мое и что нужно плотно заниматься этим, я понял, когда жена Натела стала показывать нашей дочери какие-то простые узоры на спицах (тогда Вике было лет 5-6). В тот период я сосредоточился на графическом дизайне.

Но когда снова взял в руки спицы, понял, что бросать нельзя.

Натела плотно занималась вязанием, и у нее это очень здорово получалось. Глядя на жену, я пришел к выводу, что все это может быть интересно людям. Так мы открыли свою студию.

Сейчас изменилось время, информационное пространство стало очень широким. Судите сами, стоит только человеку на трибуне стадиона повязать на спицах, как он попадает в объектив всех фотокамер и на страницы мировых изданий.

Я специально не делаю акцент на том, что это был титулованный спортсмен Том Дейли. Британец не новатор в этом смысле.

Он, как и те российские ребята, которые смотрели Чемпионат мира по футболу на трибуне в кокошниках, стал мемом.

Думаю, что он не специально хотел привлечь к себе внимание. Этот парень занимается вязанием уже очень давно (у него есть и отдельный «Инстаграм», посвященный вязанию, и свой YouTube-канал). Да, я ему в какой-то степени благодарен за то, что он своим примером еще раз показал миру, что вязание — это хобби для всех: и для мальчиков, и для девочек.

Но вы и представить себе не можете, сколько на свете вяжущих мужчин!

Я подписан на очень многих из них. Эти люди борются за то, чтобы их любимое дело не называлось «женским» хобби или «мужским» вязанием. Я уверен, что любое увлечение не имеет гендера!

Это я стараюсь донести и до своих детей.

Для моих ребят то, что их папа вяжет, — естественно. Ничего смешного или нелепого в этом они не видят.

Они не стесняются ни этого, ни того, что я крашу ногти, ношу юбки, надеваю десятки самодельных браслетов на руки. Мне 53 года, и я никогда я не слышал в свой адрес, что вязание — это не мужское дело.

Людей, которые считают, что если мальчик или мужчина вяжет, то с ним «что-то не так», становится все меньше.

Как ни крути, все хотят чувствовать себя прогрессивными. А в современном обществе связывать хобби с ориентацией это как-то, по меньшей мере, странно…

Кирилл против того, чтобы делить хобби по гендеру

У меня нет цели обязательно научить сына вязанию. Более того, я считаю, что никого ни к чему подталкивать не нужно и уже тем более не надо заставлять ребенка что-то пробовать через силу. Мне важно на собственном примере показать, что можно заниматься чем угодно, к чему лежит душа (и тут нет «мужского» и «женского»), что если ты классно что-то делаешь, то это может приносить доход.

Феде очень нравится бывать в студии, мы с ним варим мыло, он с удовольствием носит шапку, которую я связал, и с большим интересом следит за мной, когда я считаю петли.

Я не хочу париться, пригодится ему вязание в жизни или нет, но я спокоен, что со своей стороны показал ему эту сторону творчества.

Да, это не хакерство (а Федя увлекается программированием). Но вязание — это и про мелкую моторику, и про креатив, и про пространственное мышление, и про медитацию. Как знать, может, в конечном итоге это поможет ему добиться в программировании не менее внушительного успеха, чем вяжущему олимпийскому чемпиону Тому Дейли – в профессиональном спорте....

Фото: коллаж Екатерины Баулиной, Instagram@nufaf.ru, Instagram@madewithlovebytomdaley