«Похоже на Россию в начале 90-х»: родители из разных стран рассказали, как проводят карантин из-за коронавируса
Во многих странах из-за распространения новой коронавирусной инфекции с середины марта введен частичный или полный карантин. Школы и детские сады закрыты, дети, как и офисные сотрудники, распущены по домам. Людям не рекомендуется выходить на улицу без веской причины.
«Летидор» решил узнать, как в новых условиях «выживают» семьи с детьми, и попросил знакомых родителей из разных стран рассказать, как они проводят время на карантине.
Мария Д., мама 6-летнего Яши (Барселона, Испания)
В Испании первые случаи заражения коронавирусом появились, кажется, в конце февраля. В нашем регионе — полторы недели назад.
Сначала закрыли школы и детские сады (с 13 марта). А с понедельника отправили в изоляцию уже и взрослых. В итоге все закрыто, кроме больниц, аптек, продуктовых магазинов, жизненно необходимых служб, отвечающих за газ, воду, электричество, уборку…
А также почему-то решили не закрывать… парикмахерские.
Выходить на улицу можно только за продуктами, к врачу или с собакой. Если просто гулять, то могут оштрафовать.
С продуктами так: многие в панике покупают огромные запасы еды, поэтому в магазине ничего не остается. Но на следующий день понемногу привозят опять. У супермаркетов длинная очередь на улице, так как пропускают по несколько человек. Если поискать магазины поменьше, не такие популярные, можно там что-то найти.
Настроение пока что, в целом, неплохое, шутливое. Все обмениваются всякими онлайн-проектами: аудиосказками для детей, записями семейной йоги и т. д.
В случае с нашей семьей ситуация отразилась на нас не так сильно, потому что мы можем работать из дома. Я дистанционно учусь, и сейчас у меня тоже на это появилось больше времени.
Моему ребенку нравится сидеть дома, он придумывает себе бесконечное количество разных дел и игр, а если они заканчиваются, с удовольствием включается в предложенные.
Он играет с игрушками, в настольные игры (сам и с нами). Так как сейчас в школе начал активно писать, пишет нам письма, составляет списки продуктов, придумывает задачки. Мы вместе читаем, или слушаем аудиокниги, или он смотрит мультфильмы, но не очень долго.
Юля, мама 4-месячного мальчика и девочки 2 лет (Италия, город Виченца)
Эпидемия началась в районе 25 февраля. Вышла газета, в которой говорилось, что были одновременно выявлены очаги в Падуе и в Ломбардии.
Первыми на карантин ушли школы и детские сады — с конца февраля. Тогда же запретили все детские спортивные и развлекательные мероприятия.
С 9 марта потихонечку начали закрывать разные учреждения, а в прошлый четверг, 12 марта, закрыли все, кроме супермаркетов, аптек и предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города.
Все должны сидеть дома, выходить можно строго по необходимости (работа, покупка продуктов и лекарств).
С продуктами у нас все нормально. Правительство еще в самом начале заверило, что перебоев с поставками не будет, поэтому мы в спокойном режиме покупаем все, что нам надо. Никто не берет еду впрок.
Люди к эпидемии относятся серьезно. Нарушителей порядка очень мало — их отлавливают полицейские и выписывают штрафы.
Что касается досуга, тут у всех разные возможности. В гости ходить нельзя, так что каждая семья ограничивается общением с родственниками, с которыми живет в одной квартире.
У нас есть небольшой клочок земли, и мы большую часть времени проводим на нем.
Главная задача для нас сейчас — развлекать детей и параллельно успевать делать что-то по дому и по работе. Это непросто.
Татьяна Ф., мама 7-летей Ксюши и 15-летнего Максима (Йер, Франция)
Серьезно об эпидемии заговорили с конца февраля, когда распространение вируса стало набирать обороты в Италии. Италия с нами близко, и итальянцев к нам приезжает много. Постепенно разошлись слухи, что нас посадят на карантин. Люди в магазинах стали покупать больше, чем надо.
С 17 марта у нас ввели всеобщий карантин — школы и детские сады закрыты, все сидят дома. Можно выйти в ближайший магазин или аптеку.
Перед выходом из дома надо заполнить специальную форму на сайте мэрии, в которой указываешь имя, фамилию и цель выхода на улицу.
Если нет возможности распечатать этот документ, надо написать заявление от руки. Любой полицейский может остановить тебя и проверить наличие этой бумаги.
Гулять можно, но в одиночестве и рядом с домом. Два человека сейчас считаются группой.
С продуктами в магазинах все более или менее нормализовалось. На прошлой неделе, когда у нас дома закончилась еда, я пошла в магазин, где меня встретили пустые полки. Не было ни макарон, ни мяса, ни молока, ни других продуктов.
Сейчас магазинам пришлось ввести ограничение на продажу разных категорий товаров в одни руки.
Власти говорят, что продуктов хватит еще на три месяца, но ажиотаж есть ажиотаж — люди боятся остаться без еды.
Для меня как человека, выросшего в СССР, ситуация с отсутствием макарон и мяса не была шоковой. Сразу вспомнила, как 30 лет назад мы обходились минимальным набором продуктов и при этом радовались жизни.
Я стараюсь ограничивать информационные потоки, потому что они нагнетают атмосферу.
Настроения в городе разные: есть люди, которые сильно напуганы, есть те, кто по-философски относится к ситуации и считает, что коронавирус не страшнее обычного гриппа.
Дети перешли на дистанционное обучение, но пока его не отладили. У кого-то дома нет компьютера, у кого-то камеры для видеосвязи, принтера, чтобы распечатать задания… Потом ребята воспринимают удаленную учебу как каникулы, и это еще та задача для родителей — усадить их за уроки!
Наталия З., мама 3-летней Устины и 9-месячной Мелании (Прага, Чехия)
Горячая линия по вопросам коронавируса открылась в Чехии 29 февраля, а 1 марта были госпитализированы первые трое заболевших (пару дней назад сообщили, что они выздоровели).
С этого момента сначала раз в несколько дней, а после объявления карантина и вовсе каждый день правительство вводит разнообразные ограничения.
Сначала двери в метро и трамваях стали открываться автоматически, а не после нажатия кнопки. Примерно в это же время прошла первая волна эмоциональных закупок: быстро раскупили макароны и рис, а в районах Праги с компактным проживанием русских — и гречку. Тогда же в стране закончились санитайзеры, постепенно исчезали дезинфицирующие и вообще влажные салфетки, жидкое мыло.
Через несколько дней продукты вернулись, средства гигиены — нет.
Школы и университеты закрыли 11 марта, тогда же отменили все культурные, спортивные, религиозные мероприятия.
На следующий день в стране объявили чрезвычайное положение: рестораны и кафе закрыты с 20 часов (чтобы после работы шли домой, а не за ежевечерним пивом), запрещены даже частные мероприятия с более чем 30 участниками, закрыты бассейны, фитнес-клубы и пр.
Запрещен въезд из стран с высоким уровнем заражения коронавирусом, чехам тоже нельзя отправляться в эти страны.
Через пару дней заметили, что школьники проводят свободное время в торговых центрах, обмениваясь вирусом, и тогда 16 марта объявили общенациональный карантин. Пока на неделю, но если не поможет, то продлят.
На улице, а тем более в магазине и общественном транспорте нужно обязательно носить маску. Масок в магазинах пока нет, граждан просят шить маски самим.
И все шьют, включая костюмерную Национального театра.
С 16 марта детям по утрам показывают уроки по телевизору, с 23 марта заработает канал для пенсионеров, которым рекомендовано сидеть дома.
Все, кто смог, перешли на удаленную работу.
Настроение, насколько я могу судить по соцсетям и разговорам со знакомыми, довольно оптимистичное: люди готовы потерпеть ради общего блага.
Марина Шалгинских, экотренер и экоблогер, мама 8-летней Виктории и 4-летнего Виктора (Кельн, Германия)
Еще в конце февраля жители Кельна и других городов в земле Северный Рейн — Вестфалия весело отмечали карнавал на протяжении нескольких дней. Город был наполнен туристами со всего мира. После этого стало известно о первых случаях заражения коронавирусом в Кельне и других городах.
На сегодняшний момент во всех 16 землях ФРГ уже есть случаи Covid-19 и число инфицированных увеличивается с каждым днем.
В связи с этим правительство Германии с 16 марта ввело ряд карантинных мер для ограничения распространения вируса. До середины апреля закрыты школы, детские сады и другие учебные учреждения, в том числе негосударственные; музеи, театры, кафе и спортивные клубы.
Отменены массовые мероприятия, закрыты развлекательные и торговые центры, большинство общественных мест и даже детские площадки.
Многих сотрудников перевели на удаленную работу (если это возможно).
У нас в семье все спокойно: заболевать мы, конечно, не хотим, но не очень этого и боимся. Я обычно больше переживаю за детей, но этот конкретный вирус, по информации медиков и ученых, для них не страшнее обычного гриппа.
С магазинами, я думала, будет получше, чем в России, но люди везде одинаковые.
Еще перед переходом на карантин в магазинах стали исчезать дезинфицирующие гели, туалетная бумага и салфетки, а в аптеках — маски. Люди начали делать закупки впрок, и с прилавков стали пропадать консервы, бакалея, а потом и быстропортящиеся продукты.
Появился новый термин «Hamsterkauf», обозначающий поведение хомяка, делающего запасы. Магазины не справлялись с возросшим спросом, но сейчас поставки понемногу восстанавливаются: люди закупились, многие отсиживаются дома, и я могу купить все необходимое.
Я стараюсь находить позитивные стороны карантина: у нас всех появилась отличная возможность замедлиться и никуда не бежать, общаться с близкими (в квартире и в онлайн-режиме), доделать домашние дела и найти время для хобби.
Нужно перенастроить быт на новый лад, организовать его удобно и комфортно.
Я работаю из дома, дочь занимается по тетрадям и школьной программе (учителя на связи), сын играет, рисует и вырезает, мои дети уже могут играть самостоятельно, а также созваниваются с нашими друзьями и родственниками по скайпу и общаются.
Прогулки у нас происходят на балконе, иногда выходим в парк, сохраняя дистанцию от других прохожих.
Из приятных бонусов:
Многие организации делятся бесплатным контентом: например, подпиской на ТВ-каналы и на образовательные материалы; звезды проводят бесплатные концерты в интернете.
Люди объединяются во флешмобах в соцсетях и даже в своих квартирах: поют песни на балконах и из окон. Например, жители Кельна 21 марта в 19:00 будут петь песню Viva Colonia, и мы с детьми обязательно присоединимся! Это невероятно сближает и поднимает настроение, в это непростое время мы поддерживаем друг друга!
Ольга Р., мама 15-летней Лизы (кибуц Малькия, север Израиля)
Строгие правила в отношении эпидемии для граждан, которые не находятся на карантине, были введены неделю назад. У нас теперь нельзя обниматься и целоваться, запрещены рукопожатия.
Дети не ходят в школы и детские сады. Закрыты парки, пляжи и общественные увеселительные места. Запрещены все развлекательные мероприятия и нельзя собираться более пяти человек.
Отменили даже занятия с собаками по аджилити (вид спорта, когда хозяин вместе с собакой преодолевает полосу препятствий — прим. ред.).
Минздрав не рекомендовал выезжать из дома без необходимости. Открыты продуктовые магазины и аптеки.
С 20 марта введено чрезвычайное положение на 7 дней — можно выходить из дома только за вещами первой необходимости.
Пока продуктов достаточно, практически нет изменений. Иногда не хватает того или иного продукта, но это единичные случаи, да и в другом магазине можно найти все, что нужно. Дети перешли на домашнее онлайн-обучение.
Проблема в том, что из-за карантина и мер, предпринятых против вируса, родители уволены или отправлены в неоплаченный длительный отпуск. Владельцы малых бизнесов в панике. Конечно, настроение родителей передается и детям.
Но зато есть очень положительная составляющая всего происходящего — родители и дети вместе дома.
Марина, мама 18-летнего Севы и 6-летней Эмелин (предместье Парижа, Франция)
С 16 марта мы с детьми на карантине. С продуктами нет никаких проблем: иди и покупай. То, что показывают и говорят по вашему телевидению, — сущий бред.
Нам сбрасывают задания из школы, мы делаем и отсылаем результат учителю — это для младшей школы. Старший сын Сева учится онлайн. Все великолепно организовано. Но они учатся в частной школе.
Как этот процесс налажен в муниципальных школах, я не знаю.
Настроение у всех нормальное: такое ощущение, что все на каникулах.
У нас дома огромная терраса 25 квадратных метров, мы проводим время в основном на ней. Тем более сейчас на улице 18 градусов тепла.
Пока ничего страшного тут не происходит. Все стараются меньше «отсвечивать». Я недавно прошлась до булочной. Дети гуляют на улице, но не как раньше, группами, а по одной семье.
На дорогах меньше машин, нет людей, шастающих без дела.
Что будет дальше, я не знаю. Пока происходящее ужаса не вызывает.
Так как дети не могут посещать школу, на работе меня отправили в вынужденный отпуск со стопроцентной оплатой до 30 марта (как если бы я была на больничном). Муж перешел на дистанционную работу. Он и так раньше два дня работал из дома, а теперь — пять.
Магазины открыты, продукты есть, никто не оголодал.
Елена, мама 8-летней дочки и сына 4 лет (Цюрих, Швейцария)
Карантин в учебных заведениях введен с 16 марта. А с 17 числа закрыты кафе, рестораны и непродуктовые магазины.
Родителей на карантин пока не посадили. Так что каждый выкручивается, как может.
Если кому-то совсем некуда девать ребенка (а у нас по закону нельзя оставлять дома детей до 12 лет без присмотра взрослых) и надо работать, их можно отправить в школу. Сейчас там открыта продленка — никакой учебы, только присмотр за детьми.
Многие офисы вводят работу из дома.
С продуктами дела обстоят нормально, но паника заметна. Люди разобрали некоторые виды макарон, простую муку. Поредели полки с яйцами.
Туалетной бумаги в нашем магазине осталось два вида (раньше было пятнадцать!).
Впрочем, в интернет-магазинах есть абсолютно все, но доставляют сейчас с задержкой в несколько дней.
Настроение у жителей разное. Самые бодрые сейчас старички. Многие продолжают гулять как ни в чем не бывало.
В остальном, у всех все по-разному. Кто-то уже засел дома и ограничил все контакты. Мы, пока не ввели официальный запрет на встречи, разрешаем дочке видеться с тремя подругами. У нас уже тепло, поэтому стараемся больше времени проводить на воздухе, гулять в лесу.
Если введут запрет на прогулки, вот тогда нам придется плохо.
Ксана Ф., мама дочери и сына 16 лет и двух дочек 1 года и 4 лет (Кусейр, Египет)
Лично для меня ничего особо не поменялось, мои дети находятся на домашнем обучении.
Мы живем в маленьком городке на юге Египта, наши контакты с кем бы то ни было всегда были минимизированы, а сейчас мы и вовсе можем спокойно разгуливать по пустынному пляжу и плескаться в море.
Я считаю, что время карантина нужно просто пережить: да, будет тяжело, поскольку мои рублевые гонорары на глазах превращаются в ничто, а муж-дайвер остался без клиентов на неопределенное время.
Но паники я никакой не вижу, в магазинах все есть, так что никаких запасов мы не делали и стараемся относиться ко всему философски.
Вагиф С., отец двоих детей 3 и 5 лет (Техас, США)
На 16 марта у нас было зафиксировано 6 тысяч заражений, хотя за две недели до этого власти уверяли, что все под контролем.
Вводить карантинные меры стали постепенно. Например, 28 февраля отменили Родео (знаменитое шоу на весь Техас). Рестораны и бары закрыты, сети фастфуда работают в режиме «еда на вынос».
С продуктами дела обстоят нормально.
Когда стало понятно, что эпидемия расползается, люди ринулись в магазины и накупили всего впрок — было похоже на Россию в начале 90-х.
Особенно быстро с полок исчезали предметы гигиены и туалетная бумага.
Сейчас жители стали возвращать туалетную бумагу в супермаркеты, но ее не принимают.
Школы сейчас закрыты, дети учатся дистанционно. Мы расстроены, что нельзя выходить на улицу.
Американцы в своем большинстве не очень внимательно соблюдают рекомендации по борьбе с вирусом, многие ведут себя безответственно.
Большинство офисов закрылись неделю назад. Сам я работаю из дома.
Наталья Б., мама двоих детей 9 и 5 лет (Эссен, Германия)
В Германии эпидемия началась в первой половине марта. Все дошкольные, школьные, учебные заведения закрыли с 16 марта по 20 апреля.
Офисные работники по возможности ушли в это же время в режим хоумофиса.
Еще в конце февраля по стране начались первые скупки муки, вермишели, консервов. Но полки в магазинах постоянно пополнялись, поэтому дефицита продуктов не было. Но со временем ситуация усугубляется: все чаще, когда мы заходим в магазин, мы видим пустые полки.
На прошлой неделе не было круп и макарон. На этой неделе поредели полки с молоком и мясом.
В школе дети получили задания для домашнего обучения (их очень много!). Его можно скачать со страницы учебного учреждения в интернете. В свободное от учебы и работы время мы катаемся на велосипедах, самокатах. Сегодня ходили гулять в лес. Завтра пойдем опять в лес собирать мох.
Из положительных моментов — старший сын стал читать каждый день допоздна, раньше такую привычку я за ним не замечала!
Фото: Picture-alliance, фото из личного архива Марины Шалгинских