Дом и ребенок4 мин.

Что значит быть отцом: рассказывают мужчины из трех поколений одной семьи

Для каждого — свое

© Depositphotos

В 2021 году в России появился новый государственный праздник — День отца. «Летидор» поговорил с мужчинами, представляющими три разных поколения одной семьи, об их опыте отцовства и о том, что, на их взгляд, должны давать папы детям.

Публикуем монологи трех мужчин.

Михаил Васильевич, 90 лет, отец двоих детей, четырежды дед и пять раз – прадед

Наша семья жила в деревне, поэтому детей с малолетства приучали к крестьянскому труду и уходу за разной живностью. Я специально изготавливал для дочки и сына небольшие, под их рост косы, грабли и старался заинтересовать в результатах работы. Больше, конечно, обучал сына: столярному и слесарному делу, развивал интерес к технике, поощрял посещение школьных кружков.

Прививал понимание, как важна учеба в школе – для плохих оценок не могло быть никаких оправданий! Я приходил на все школьные собрания детей, не пропустил ни одного, а после, когда была необходимость, устраивал разбор полетов. Не наказывал, конечно, разве что журил, но старался объяснить, почему это плохо, недопустимо. Общался со всеми школьными учителями, со многими приятельствовал, поэтому всегда держал руку на пульсе.

Я старался воспитывать в строгости, но справедливо.

Михаил Васильевич с женой и сыном Владимиром

Был готов поддержать толковые увлечения, например музыкальную школу, хотя для семьи она обходилась недешево, но, если нравится, есть способности – надо помочь. Очень гордился, что старший сын из маленькой белорусской деревни поступил в институт в Москву!

Какая задача у отца? Помочь детям встать на ноги, научить всему, что нужно в жизни, развить и направить какие-то склонности, а заботятся о том, чтобы был сыт, чисто одет, больше матери, они могут и пожалеть, когда сложно и что-то не выходит. Счастье – видеть, что у тебя получилось вырастить их хорошими и умелыми людьми.

Владимир Михайлович, 64 года, отец двоих детей и дед пяти внуков

Наверное, в наше время бывало по-разному, но в нашей семье задачей отца было обеспечить жену и детей. Я был ведущим специалистом на оборонном предприятии, приходил поздно, меня часто вызывали и в выходные, поэтому весь быт лежал на жене, ну а дети помогали и убрать, и суп сварить, и мусор вынести. Когда началась перестройка, я работал на двух работах, семью видел еще реже. Благодарен жене за то, что семья уважала мой труд, понимала, как это важно.

Но когда я бывал дома, то с удовольствием проводил с детьми время: мы катались на лыжах и санках, клеили модели самолетов.

Владимир Михайлович с сыном Михаилом

Сыновей старался приучать ко всем мужским делам и дома, и на даче: пользоваться инструментами, водить машину. Учил помогать старшим, пусть даже незнакомой старушке на улице. А каждое лето дети на месяц ездили к бабушке и дедушке в Белоруссию, там огромное хозяйство и дел всегда невпроворот.

Думаю, это очень важная установка – помощь родителям. Современные дети это делают реже, а домашних дел у них совсем мало: посуду моет машинка, пол чистит робот-пылесос, еду из магазинов привозит курьер.

Самое ценное в отцовстве для меня – преемственность поколений, когда видишь, как то, что любишь сам, находит отражение в твоих детях. Оба сына поступили и закончили тот же вуз, что и я, старший остался там преподавать. Оба любят самолеты, ездят на МАКС. Младший выстроил дачу – тоже приятно, и на гитаре играет, как и я.

Вот это вот ощущение, когда смотришь на них и видишь то, что вложил, – это классно.

А еще сыновья говорят, что я дал им пример качественного и серьезного отношения к делу, того, как можно гореть каким-то делом. Им виднее, но слышать это приятно.

Михаил, 41 год, отец троих детей

Мне кажется, в наше время материнские и отцовские задачи не разграничиваются так четко, как раньше, и это здорово – лучше, когда родители делают что-то вместе, а не поодиночке. И папа сейчас – не носитель каких-то сугубо «отцовских» знаний и установок, а просто еще один взрослый, который может научить ребенка тому, что хорошо знает, или взглянуть на воспитательную ситуацию с другой стороны.

Хотя, конечно, какие-то гендерные штуки остались: папы все-таки чаще учат детей кататься на велике и играть в хрестоматийный футбол, они строже и могут быть более последовательными, а мамы чаще берут на себя микроменджмент и отвечают за эмоциональный климат в семье.

А особенность современного родительства вообще – вовлеченность в жизнь ребенка, не только в формате «сыт, одет, ходит на спортивную секцию».

Мы больше разговариваем с детьми, чаще слушаем их возражения, менее авторитарны.

Михаил с младшей дочерью

Какими родителями они будут и захотят ли быть ими, можно только гадать. Наша задача, и отцовская, и материнская – любить, поддерживать, помогать взрослеть и становиться самостоятельными, подготовиться к той жизни, которую они для себя захотят.

А еще это просто интересно – смотреть, как на твоих глазах ребенок из несмышленой козявки превращается в личность, которая готова с тобой спорить и иногда даже учить жизни.

Фото: Depositphotos, фото из личного архива