У детей должно быть как можно меньше свободного времени: колонка Ирины Слуцкой
© Пресс-служба Ирины Слуцкой
Титулованная спортсменка, телеведущая, депутат, многодетная мама Ирина Слуцкая — не исключение. Однако у нее есть железное правило — не бежать впереди паровоза. Об этом Ирина рассказала в своей новой колонке на «Летидоре».
Многие мамы и папы любят говорить: «А вот в наше время, а вот когда я ходил в школу…» На мой взгляд, сравнивать, как было тогда и сейчас, нельзя. У нас не было такого количества возможностей получить дополнительное образование, не было развито репетиторство, которое в современном мире очень распространено. Мы росли немного в других условиях, но все равно были достаточно загружены. Помимо фигурного катания я ходила в музыкальную школу, на танцы, занималась спортом, училась в школе.
А сегодня да, действительно, все стремятся как можно больше дать своим детям. И притом начинают это образовательную кампанию чуть ли не с пеленок… Конечно, родители могут хотеть, чтобы ребенок одновременно учил и китайский язык, и английский, и французский, и на всякий случай испанский…
Но мамы и папы — взрослые люди, они должны отдавать себе отчет в том, что это очень большая нагрузка на растущий организм.
Мне же кажется, что все нужно делать поступательно, не нужно бежать впереди планеты всей. По мере взросления ребенка можно какие-то занятия добавлять, какие-то — убирать. Я всегда за разноплановое развитие. Но, повторюсь, все должно быть в меру!
Постоянно читать, зубрить детям сложно. Да и к тому же рано или поздно может случиться обратная реакция — у ребенка появится отвращение к учебе. И вот в этом случае исправить ситуацию будет непросто…
Да, у детей действительно должно быть как можно меньше свободного времени.
Почему? Потому что большинство ребят любую свободную минуту готовы потратить на гаджеты или социальные сети. Понятное дело, от длительного пребывания за телефоном и компьютером не стоит ждать чего-то хорошего. Уж что-что, а здоровье не скажет спасибо за это. Поэтому занятия умственные должны чередоваться с физическими.
Я бы очень этого хотела для своих детей. Но, сами понимаете, я могу хотеть чего угодно. Вопрос в том, хочет ли этого ребенок.
Мы должны прислушиваться к своим детям и давать им то, что, во-первых, им посильно, а во-вторых, то, что интересно.
Но важно учитывать, что есть какие-то вещи, которые являются базовыми и ценными — от которых нельзя отказаться. В наше время это изучение иностранного языка, а лучше иностранных языков, физическая активность. А потом уже можно думать о детском творчестве: предлагать порисовать, полепить, поиграть, почитать.
Может ли ребенок против этого «набора» бастовать? Разумеется! Должен ли на протест родитель реагировать? Конечно! Но, дорогие родители, помните, что дисциплина — это не только «сел, встал, отжался». Не надо путать этот термин, грубо говоря, с гестапо.
В понятие «дисциплина» входит определенная культура, этикет. Безусловно, это уважение к старшим, это ответственность (например, ребенок должен понимать, что опаздывать не положено).
Строгость — это когда ты не позволяешь ребенку расхлябанно относиться к процессу обучения, к тренировкам.
Но и тут все должно быть без перегибов. Допустим, если ребенок болеет, то зачем его больного, бедного, несчастного насильно заставлять что-то делать.
У нас бывает, когда с утра сын или дочь говорит: «Мам, у меня просто нет сил, не могу я сегодня, мне плохо». В такие моменты, конечно, я ребенку уступаю. В этом ничего страшного нет! Но это не должно носить системный характер. Если Артем или Варя начинают капризничать и я понимаю, что это манипуляция, то другое дело.
Но все равно я считаю, с любым ребенком можно договориться.
Не хочет он сейчас сидеть учить что-то (потому что на улице солнце и погода прекрасная), то пусть пойдет погуляет, поиграет, отвлечется и потом сядет за уроки.
Мои дети совершенно не горят желанием сидеть и зубрить математику, историю, обществознание. Но я им объясняю, что это необходимо, что этот тот минимум, который должен знать каждый человек. «Я это прошла, папа прошел, бабушки с дедушками тоже прошли. Поэтому хочешь — не хочешь, есть такое слово “надо”», — говорю я им.
Да, какие-то предметы тяжело даются, какие-то легче, где-то мы вместе садимся, читаем, изучаем и разбираемся. Бывает такое, что я материал прочитаю и после стараюсь его преподнести ребенку в более интересной форме. Конечно, я согласна, бывает скучная информация, бывает, что приходится зубрить — без этого никуда…
Но, как бы то ни было, я категорически против того, чтобы детей ломали!
Фото: пресс-служба Ирины Слуцкой
Читайте другие колонки Ирины Слуцкой:
Я еще не использовала материнский капитал, но уже знаю, куда его направлю