Читайте интервью с известным педиатром Анной Левадной, в котором она рассказывает о том, как стала не просто врачом, а популярным блогером. Главный редактор сайта letidor.ru Ксения Краснова пообщалась с педиатром, неонатологом, популярным инстаблогером (более одного миллиона подписчиков) Анной Левадной, известной в Сети как @doctor_annamama. Мы встретились с Анной на презентации ее книг, вышедших в издательстве «Эксмо»: «Как сохранить здоровье ребенка?» и «Как ухаживать за ребенком?», и расспросили ее о блогерской части ее жизни.Что сподвигло педиатра создать свой блог, с какими трудностями приходится ежедневно сталкиваться в «Инстаграме» и как удается нести груз колоссальной ответственности — обо всем этом читайте в нашем интервью. Анна, расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Почему вы решили создать свой блог? Началось все с того, что я ушла во второй декрет. Я обрадовалась, что у меня появилось свободное время, и решила написать методическое пособие о недоношенных детях. Дело в том, что в России нет специализированной литературы об особенностях ведения глубоко недоношенных детей первого года жизни. И, пока я была в отпуске после рождения ребенка, я писала эту работу. Рукопись я отдала руководству на рецензию и публикацию. Однако процесс так затянулся (к слову, ее читают до сих пор), что меня это ужасно разозлило. Такой труд был затрачен, и ничего не вышло. И тогда я попросила мужа создать сайт annamama.ru. Муж его сделал и говорит: «Ты писать еще будешь что-нибудь?»Вы тогда и не предполагали, сколько тем можно охватить? Да! Я тогда думала, что темы исчерпались. Сейчас смешно, конечно.Так, что было дальше? Я начала писать статьи на сайт и дублировать их в ЖЖ, создав аккаунт pediatr.livejournal.com. Параллельно решила завести страничку в Facebook и Instagram. Было очевидно, что для «Инстаграма» такой формат статей не подходит. Но потом я стала писать и туда. Оказалось, что именно «Инстаграм» стал самым простым способом рассказать о себе. И на сегодняшний день он остается моим главным каналом. «Фейсбук» из-за странного алгоритма не показывал мою запись всем читателям, а в «Инстаграме» тогда все было более прозрачно, понятно и ничего не ранжировалось. Я знала, что все мои читатели увидят мои записи.Я заходила к крупным блогерам, например, к Ларисе Сурковой @larangsovet, у нее тогда было 66 тысяч подписчиков (сейчас 1,3 млн. — Прим. ред.), и просто добавляла людей к себе в друзья. Думала, они зайдут ко мне и увидят мою страничку. Я вообще тогда ничего не понимала про раскрутку, про то, как это все работает. Потом у меня было уже 2-3 тысячи подписчиков, то есть я была уже «тысячником». Когда перевалило за отметку тысяча, я даже сделала отдельный пост.Так вот в какой-то момент мне поступило предложение от Ирины Акопян @monstrikirka. Она предложила стать автором в сообществе @mama.club. На тот момент там было 100 тысяч подписчиков (сейчас 325 тыс. — Прим.ред.). На меня начали подписываться люди, я стала участвовать в конкурсах, розыгрышах, раздачах, и постепенно появился круг друзей, блогеров, таких же целеустремленных и энергичных.Вы в 2017 году даже победили в номинации «Профи Мама»! Это ведь признание? Да, безусловно. На самом деле ведение блога — это огромная работа. По сути, это целое журналистское издание, но веду я его одна и очень устаю, это очень выматывает. Но важно, что «Инстаграм» дает обратную связь. Я вижу конкретных людей, конкретные лайки, комментарии, все то, что невозможно увидеть в печатном издании. И это для меня очень ценно, потому что я чувствую свою аудиторию, настрой родителей, их тревоги, проблемы и т.д.А вы помните тот момент, когда вы вдруг поняли: я — блогер? Не было такого момента! Это происходило постепенно. А вдохновителем стала Лариса Суркова. Мне пришлось менять формат текстов, убирать из них всю «воду», вроде той, что «у вас родился малыш и вот теперь, и т.д.». Я вынуждена выверять каждое слово, формулировать кратко, но максимально емко. Потом появились видео, которые очень помогли мне доносить информацию. Не скрою, для меня блог — это реклама, это прибыль и очень хороший бизнес. Я зарегистрирована как ИП и плачу налоги. По сути, я стала бизнесменом благодаря блогу. Но без рекламы я бы не смогла его делать в таком объеме, ведь это 3 года бессонных ночей.Это ежедневный труд без отпуска. В этом году я впервые отдыхала неделю, и шесть дней ничего не публиковала. За новогодние праздники я чуть-чуть отдохнула и поняла, что надо отдыхать хотя бы каждые два месяца, чтобы набираться сил. Анна, я на вас подписана и очень хорошо помню тот момент, когда вы вышли в сториз и со слезами на глазах объявили о том, что вы достигли миллиона подписчиков. Это было так трогательно! Да, у меня тогда весь вечер тряслись руки. Я ведь не просто фотографирую еду и говорю: «Вот это класс!» Для меня это награда за мой огромный труд. Это действительно тяжело. Я понимаю, что 900 тысяч или миллион — разница небольшая, но он мне был нужен! Это безумно ценно для меня, потому что одно дело, когда у раскрученной звезды миллион подписчиков, и совсем иначе, когда тебя никто не знал, ты пахал, раскручивал себя сам и вот он — миллион! Конечно, блогеры неплохо зарабатывают, но вы сначала попробуйте раскрутиться!Я с большим уважением отношусь ко всем блогерам и знаю, что некоторые позволяют себе пренебрежительно высказываться в их адрес, мол, это легкие деньги, вы никто, а у вас 5 миллионов. Это некорректно.А как вы решили вопрос с суперответственностью? Врачу не привыкать нести этот «груз», но с миллионной аудиторией он, наверное, еще тяжелее… Да, еще как. Потому что, с одной стороны, встречаю иногда удар со стороны родителей, а они бывают очень агрессивны, кидаясь фразами: «Что за тупой бред вы написали», или «Гореть вам на костре инквизиции», или «Что за ужасные брови». Сложно привыкнуть к такому оголению внешности, скажем так. В детском саду, на улице, в самолете обязательно встретится человек, который меня знает и читает, он будет разглядывать меня, и я не могу себе позволить расслабиться. С другой стороны, мне первое время было очень страшно оголяться в плане профессиональных знаний. Я не знаю, как у остальных, возможно, есть какие-то люди, у которых корона на голове, и они очень уверены в себе, но я бесконечно сомневающийся в себе и своих знаниях человек, и мне очень тяжело.Одним кажется, что я накрасила губы и вот — получила миллион подписчиков. По их мнению, популяризация не подразумевает под собой что-то серьезное. Другие могут найти реальные ошибки. И находили. И я знаю, что меня в каких-то группах по педиатрии на «Фейсбуке» обсуждают. Но я всегда благодарю за корректные поправки. Я знаю, что могу допустить ошибку, и вообще любой врач может допустить ошибку. И было бы враньем говорить, что я идеальна.Но вам удалось найти единомышленников в Сети? Да, в «Инстаграме» у меня появилось много врачей-друзей и блогеров-врачей, готовых идти вперед. Эта соцсеть, между прочим, классно фильтрует людей: ленивые отваливаются, а те, кто готов идти вперед, достигают успеха. Благодаря блогу у меня появились врачи-друзья, с которыми мы на одной волне, мы вместе копаем, обсуждаем. Врач-друг может мне корректно сказать, что нашел ошибку в моей публикации. И мне не стыдно — я тут же исправляю ее. Но я знаю, что некоторые врачи, из зависти в том числе, могут некорректно отзываться обо мне и очень жестко за спиной обсуждать. И с точки зрения медицинской этики это недопустимая форма общения с коллегами. Принятие конструктивной критики — это мудро, но ведь все равно неприятно? Это каждый раз неприятно, когда кто-то что-то вдруг находит. Но, например, мой коллега однажды написал доктору Комаровскому, которого я, кстати, уважаю, указал на ошибку. И Евгений Олегович ему спокойно ответил: «Спасибо, я исправлю». Каждой публикации предшествует огромная работа: я обсуждаю ее со специалистами, поднимаю литературу, ведь существует много вопросов, на которые мы не знаем ответа, где можно не совсем точно сформулировать мысль или быть неправильно понятыми.Другое дело, что агрессия в Сети зашкаливает, потому что уровень безнаказанности высказываний очень высокий. Конечно, никто мне в лицо не скажет «Гори на огне инквизиции!», но нажатие кнопки позволяет человеку чувствовать себя безнаказанным.Как вы находите узких специалистов для своих публикаций? Каких-то я сама искала, какие-то писали мне. Вот, например, ортопедия. Первый раз я написала про правильную обувь сама. Читатели меня упрекнули, что я не ортопед. Я начала искать ортопеда в «Инстаграме». В итоге я нашла специалиста, с которым мы уже вместе 2,5 года. Он полностью разделяет и мои, и международные взгляды. Мы сошлись. Но бывает, что сложно найти специалиста, или находишь нескольких толковых, а они между собой во мнениях не могут сойтись. Например, четыре лор-врача могут дать мне четыре разных мнения. Я даже в мессенджере создала группу, куда притянула всех своих знакомых лор-врачей, чтобы все-таки вместе приходить к какому-то единому мнению. В 2017 году в «Инстаграме» появился Клуб доказательной медицины @evidencebasedclub. Его модерирует прекрасная Роксана Мухарямова из Казани. Могу сказать, что там как раз высокая концентрация опытных и ответственных врачей самых разных специализаций. Продолжение интервью с Анной Левадной, но уже на тему медицины и детского здоровья читайте на «Летидоре» через неделю!_**