Опубликовано 23 августа 2021, 08:30
4 мин.

Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно

Шансы есть
К логопеду чаще ходят дошкольники и младшие школьники. Произношению подростков родители уделяют куда меньше внимания, а зря. Неверное произношение звуков может стать причиной множества комплексов: ребенок будет стесняться знакомиться с другими, отвечать на уроках, общаться с друзьями. Реально ли помочь подростку справиться с непокорным грассирующим «Р» или время уже потеряно и можно махнуть рукой?
Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно

© Depositphotos

Разобраться помогла Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti.

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

Нужно ли вообще исправлять звукопроизношение у подростка?

Отнюдь не каждый подросток станет изгоем в группе сверстников только лишь по причине ротацизма (картавости). Подростки с повышенной впечатлительностью, замкнутые, нерешительные, испытывающие трудности в установлении отношений действительно могут испытывать дискомфорт в обществе из-за дефектного произношения.

Конечно, истинной причиной отсутствия коммуникабельности становятся особенности характера подростка. Но если к этому добавить еще и нарушение произношения, то ситуация усугубится.

В итоге дефектное произношение становится источником постоянной психической травматизации, может привести к кардинальным расстройствам в психике подростка и различным видам неврозов. На почве болезненной фиксации внимания на своем произношении может развиться даже невротическое заикание.

Но в такой ситуации одной логопедической коррекции недостаточно. Подростку в таких случаях должна быть оказана еще и помощь детского психоневролога или психолога.

Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно

© Depositphotos

Почему подросткам сложнее исправить «Р»

Несмотря на то что это реально, есть ряд проблем, которые касаются именно тинейджеров:

  • Отсутствие информации о том, куда обратиться, где найти логопеда, который будет заниматься с подростком или взрослым.

  • Популярное мнение (к сожалению, в том числе и у педагогов), что закрепившееся неверное произношение у подростка или взрослого уже невозможно исправить.

  • Нежелание логопедов работать с такими детьми. Специалисты стараются отказаться от взрослого пациента, обратившегося по поводу ротацизма. Видимо, специфика работы со взрослым или подростком непривычна для логопеда, у них нет достаточного опыта практической и психологической работы со взрослыми пациентами.

Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно

© Depositphotos

Логопедическая помощь по исправлению звукопроизношения у подростков и взрослых ненамного отличается от формирования звуков у детей и младших школьников.

Для произнесения правильного звука «Р» требуются тонкие и дифференцированные движения языка. Этот звук является одним из самых трудных звуков русского языка по своим артикуляторным параметрам.

Если в детском возрасте (к 3-5 годам) звук не был сформирован правильно, то ребенок, а затем и подросток вместо правильного звука закрепляет дефектное.

Как все происходит

Сначала специалист займется постановкой звука.

Используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, он покажет, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.

Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение, поэтому врач предложит специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.

Для активизации артикуляционных мышц можно выполнять следующие упражнения:

• несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;

• прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощелкать;

• прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию.

• широко открыть рот и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».

Первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно и само собой.

Следующий этап – постепенное вставлять звук в речь.

Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными, потом к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине.

Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с успехами и в нужной для автоматизации последовательности.

Третий этап – автоматизация речи, последний шажок к правильному и красивому произношению. Подростку предстоит научиться использовать свой новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.

Всегда и везде нужно будет следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и новый звук радовал слух.

Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.

Бывает, что даже после закрепления звука в свободной речи подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука.

Окружающие могут заметить резкие, как кажется подростку, изменения в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания.

Фото: Depositphotos