Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно
Шансы есть© Depositphotos
Разобраться помогла Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti.
Нужно ли вообще исправлять звукопроизношение у подростка?
Отнюдь не каждый подросток станет изгоем в группе сверстников только лишь по причине ротацизма (картавости). Подростки с повышенной впечатлительностью, замкнутые, нерешительные, испытывающие трудности в установлении отношений действительно могут испытывать дискомфорт в обществе из-за дефектного произношения.
Конечно, истинной причиной отсутствия коммуникабельности становятся особенности характера подростка. Но если к этому добавить еще и нарушение произношения, то ситуация усугубится.
В итоге дефектное произношение становится источником постоянной психической травматизации, может привести к кардинальным расстройствам в психике подростка и различным видам неврозов. На почве болезненной фиксации внимания на своем произношении может развиться даже невротическое заикание.
Но в такой ситуации одной логопедической коррекции недостаточно. Подростку в таких случаях должна быть оказана еще и помощь детского психоневролога или психолога.
Почему подросткам сложнее исправить «Р»
Несмотря на то что это реально, есть ряд проблем, которые касаются именно тинейджеров:
-
Отсутствие информации о том, куда обратиться, где найти логопеда, который будет заниматься с подростком или взрослым.
-
Популярное мнение (к сожалению, в том числе и у педагогов), что закрепившееся неверное произношение у подростка или взрослого уже невозможно исправить.
-
Нежелание логопедов работать с такими детьми. Специалисты стараются отказаться от взрослого пациента, обратившегося по поводу ротацизма. Видимо, специфика работы со взрослым или подростком непривычна для логопеда, у них нет достаточного опыта практической и психологической работы со взрослыми пациентами.
Логопедическая помощь по исправлению звукопроизношения у подростков и взрослых ненамного отличается от формирования звуков у детей и младших школьников.
Для произнесения правильного звука «Р» требуются тонкие и дифференцированные движения языка. Этот звук является одним из самых трудных звуков русского языка по своим артикуляторным параметрам.
Если в детском возрасте (к 3-5 годам) звук не был сформирован правильно, то ребенок, а затем и подросток вместо правильного звука закрепляет дефектное.
Как все происходит
Сначала специалист займется постановкой звука.
Используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, он покажет, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.
Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение, поэтому врач предложит специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.
Для активизации артикуляционных мышц можно выполнять следующие упражнения:
• несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;
• прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощелкать;
• прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию.
• широко открыть рот и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».
Первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно и само собой.
Следующий этап – постепенное вставлять звук в речь.
Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными, потом к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине.
Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с успехами и в нужной для автоматизации последовательности.
Третий этап – автоматизация речи, последний шажок к правильному и красивому произношению. Подростку предстоит научиться использовать свой новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.
Всегда и везде нужно будет следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и новый звук радовал слух.
Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.
Бывает, что даже после закрепления звука в свободной речи подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука.
Окружающие могут заметить резкие, как кажется подростку, изменения в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания.
Фото: Depositphotos