Хорошо ли это, когда ребенок может пробовать любую еду со взрослого стола, как советуют сторонники педагогического прикорма. «Летидор» выясняет, всем ли подходит такой способ питания, может ли ребенок подавиться и как правильно предлагать еду.
Про преимущества и здравый смысл
Ольга Кимовна Макина, консультант по грудному вскармливанию и уходу за ребенком Центра естественного развития и здоровья ребенка, консультант «Горячей линии по грудному вскармливанию», член АКЕВ:
«Скорее, в чем отличие. А преимущество или нет - это выбор родителей. Отличие от педиатрического прикорма в некоторой свободе выбора пищи ребенком, в отсутствии жесткого регламента - что давать, когда, в каком объеме.
На мой взгляд, педагогический прикорм более логичен.
Задача - научить малыша питаться самостоятельно, выбирая те продукты, которые ему в данный момент нужны, в отличие от педиатрического прикорма, где задача сводится к тому, чтобы скормить ребенку любыми способами «то, что доктор прописал». Дети инстинктивно разумны и хорошо знают, что им нужно. Если не мешать малышу, то он выберет из предложенного те продукты, в которых есть необходимые ему сейчас питательные вещества. Говорят, что если понаблюдать за группой свободно питающихся у шведского стола детей, то можно увидеть, как правильно они сочетают продукты, никогда не выбирая, к примеру, картошку с мясом...»
Лилия Валентиновна Казакова, врач-педиатр, руководитель отделения материнства Центра естественного развития и здоровья ребенка, руководитель службы консультантов по грудному вскармливанию, член АКЕВ:
«Преимущество имеет прикорм, который вводится со здравым смыслом. В любой ситуации можно наделать глупостей - как заставляя съедать ребенка его «норму», удерживая за столом игрушками, телевизором и семейной пляской вокруг, так и упорно кормя его микродозами. Я прошу родителей опираться в своих действиях не на чьи-то формулировки, а на поведение собственного малыша. Тысячелетия малыши после нескольких месяцев питания исключительно материнским молоком начинали постепенно есть и другую еду тоже. Вряд ли люди старались накормить едой ребенка, не способного держать ее в руках, или жевать, и баночек с промышленным пюре у них тоже не было, а также и таблицы, где написано, сколько ребенок должен съесть еды. Ребенку интересна еда? Предлагайте, помогайте ее раздобыть и есть. Малыш больше не хочет? И не надо, мало ли что написано в «табличке», и еще он не должен есть, если больше не хочет. Взрослые, в нормальной ситуации, ведь тоже не едят, если не хотят. А нарушения пищевого поведения, когда человек не чувствует, что наелся, они ведь могут и в детстве сформироваться, когда заставляют доесть во что бы то ни стало все, что положили».