Нужно ли заставлять ребенка заниматься физкультурой: мнение экспертов
Всем ли детям полезен спорт? И что делать, если ребенок отказывается заниматься физкультурой? Этими вопросами часто задаются родители.
Так ли нужна полноценная физическая нагрузка и какие способы помогут увлечь ребенка спортивными занятиями, «Летидору» рассказали эксперты по фитнесу, психолог и антрополог.
Комментирует Анастасия Чирченко, фитнес-блогер и создатель спортивного оборудования RAKAMAKAFIT
Мы недавно ходили вместе с дочерью на прием к психологу. Мне очень хотелось отдать ее в художественную гимнастику, чтобы были настоящие нагрузки и физическая муштра. Специалист не рекомендовал вовлекать дочь в такое тяжелое бремя по одной причине: дети в таком возрасте очень активно познают мир, буквально впитывают все в себя. Очень просто перегрузить малыша лишней информацией и довести до физического истощения.
Ваш ребенок может отказываться от занятий спортом именно поэтому — он просто устал и изможден.
Вот несколько моих рекомендаций:
- Не заставляйте ребенка заниматься спортом
До четырех лет ребенок очень активно познает внешний мир, поэтому не навязывайте ему физические упражнения в этот период. Если никаких препятствий в физическом развитии ребенка нет, то выбрать спортивную секцию можно будет и в более сознательном возрасте, а пока дайте ему пройти этот путь самостоятельно.
- Прислушивайтесь к его мнению
Обязательно обсуждайте все возможные варианты спортивных активностей с ребенком. И обратите внимание, может, он упоминает в разговорах с вами или с друзьями какой-то вид спорта, который очень нравится или которым он хочет заниматься.
Рассказывайте малышу про разные варианты спортивных тренировок, предлагайте ему пробежаться с вами в парке или сходить на каток.
Совместное времяпрепровождение укрепляет семью, а в данном случае поможет укрепить и здоровье.
- Будьте примером для ребенка
На своем опыте покажите ему, как важно придерживаться здорового образа жизни: ходите на школьные соревнования, устраивайте домашние спортивные праздники, выбирайтесь вместе на природу.
Попробуйте вместе посещать спортзал два раза в неделю, ребенку особенно понравится детский клуб, а после делитесь впечатлениями друг с другом.
Там же он заведет друзей, а в компании заниматься гораздо веселее.
Если все-таки не удается увлечь малыша спортом, а ему уже пора, то советую обратиться к специалисту-психологу, чтобы выяснить причины такого поведения.
Комментирует Инга Коуру-Недашковская, фитнес-эксперт
Важно понимать, чем отличается фитнес от спорта. Спорт — это прежде всего достижение высокого результата. Главная цель у спорта — это результат. Но не все дети хотят и могут добиваться каких-либо спортивных результатов.
Спортсменами могут быть немногие. Для этого у ребенка должна быть и физическая, и психологическая предрасположенность.
Тренер заинтересован прежде всего в высоком результате, так как именно по спортивным достижениям оценивается и работа тренера, и работа спортивного клуба. Конечно, спорт формирует в ребенке навыки преодоления трудностей, развивает волю к победе.
Но не всегда между спортом и здоровьем можно поставить знак равенства.
Бытует мнение, что спорт и здоровье несовместимы.
Другое дело — фитнес. Это прежде всего укрепление здоровья ребенка, возможность для удовольствия и здоровья заниматься понравившимся видом физической активности.
В фитнес-клубе можно попробовать разные направления и совмещать несколько видов. Фитнес доступен всем детям за исключением тех, у кого есть медицинские противопоказания.
В фитнес-секции нет каких-либо отборов детей. Каждый может заниматься с удовольствием, в игровой форме и без рисков для здоровья.
Родители, посещающие фитнес-клуб вместе с детьми, своим примером демонстрируют и развивают в ребенке любовь к физической активности.
Глядя на тренирующихся папу или маму, ребенок хочет следовать их примеру.
Поэтому обычно ребята с удовольствием посещают детские занятия, и никто не заставляет их заниматься насильно. Если ребенку не нравится, у него есть большой выбор в расписании детских занятий, каждому найдется тренировка по душе.
Комментирует Татьяна Знобищева, психолог и старший методист школы программирования «Алгоритмика»
Первое, что должен сделать родитель, выяснить, в чем причина такого отношения к физическим нагрузкам. Весьма вероятно, что ребенку просто не нравится заниматься каким-то конкретным видом спорта.
Например, не все мальчики в восторге от боевых искусств, а многие девочки не любят танцы — и это абсолютно нормально.
Бывает, что проблема не в спорте, а в секции или кружке — если ребенку не повезло с тренером, то велика вероятность, что интерес к данному спортивному занятию быстро пропадет.
Обращаю внимание на то, что советы ниже применимы в большей степени для детей, которые занимаются спортом не ради профессиональной карьеры, а для здоровья и поддержания физической формы.
-
Помните, что дети чаще всего хотят заниматься спортом в тех семьях, где так или иначе развита спортивная культура: как минимум родители бегают или ходят в спортзал и при этом берут с собой детей.
-
Первое, что должны усвоить родители: не надо оказывать давление на ребенка. В младшей школе хорошо работает внешняя мотивация, для ребенка важно, как родители и друзья относятся к тому, чем он занимается. Например, папа гордится сыном, который увлекся лыжным спортом, и всегда ходит с ним на тренировки, чтобы его подбодрить — это может стать хорошим стимулом.
-
Друзья ребенка болеют за одну футбольную команду, знают основных игроков и сами идут заниматься в футбольную секцию — это может повлиять на выбор ребенка заниматься футболом.
-
Что касается подростков, то они уже попробовали многое и начинают делать свой собственный выбор. Им важно почувствовать себя успешным. Они могут преодолеть сложности и свои собственные страхи ради этого.
Но от взрослых им нужна поддержка и вера в них.
Допустим, ваш ребенок уже ходит в какую-то секцию, и в какой-то момент у него пропадает интерес. Самое правильное, что родитель сможет сделать, — это поговорить с ним.
Вначале расспросите о том, как проходят занятия: если в ответ вы услышите, что у него не получается, это не значит, что надо бросать данный вид спорта и срочно переключаться на что-то другое. Есть вероятность, что у ребенка действительно получается хуже, чем у других ребят, а тренер при этом не отмечает его личные успехи и не подбадривает. Попробуйте обсудить эту ситуацию с тренером.
Возможно, что вместе вы сможете найти решение: снизить нагрузку или подумать о переходе в другую группу, где ребенку будет проще добиваться результатов.
Самое главное, чтобы дети понимали: какой бы выбор они ни сделали, вы, родители, остаетесь на их стороне.
Другой распространенный вариант ответа ребенка — ему неинтересно, скучно. Тогда попробуйте аккуратно узнать, а что же ваш сын или дочь будет делать вместо спортивных занятий. Если ребенок скажет, что хочет рисовать или петь, то, может, стоит к нему прислушаться? А чтобы при этом не страдало здоровье, спорт может присутствовать в более облегченном варианте: совместная зарядка, вечерние прогулки или бассейн.
Если ребенок признается, что ему интересней всего смотреть YouTube или играть в компьютер, родителям стоит задуматься.
При этом паниковать пока рано: эти интересы можно направить в правильное русло.
Например, на курсах по программированию и робототехнике его могут научить самостоятельно делать игры и мультфильмы, то есть вместо пассивного времяпрепровождения он получит творческое занятие и, вполне возможно, основу для будущей профессии.
Есть еще один вариант, из-за чего ребенок не хочет заниматься спортом: он в принципе слишком сильно загружен. Взгляните на расписание кружков и секций: если у него музыкальная школа, несколько репетиторов и нет свободного времени на общение с друзьями, то такая нагрузка ни к чему хорошему не приведет. При таком графике дети начинают саботировать не только спортивные кружки, но и любую созидательную и энергозатратную деятельность.
Детям нужно время на отдых, игры и даже на ничегонеделание.
Людмила Викторовна Задорожная, к.б.н., в.н.с. лаборатории ауксологии НИИ и Музея антропологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Как антрополог я знаю, что само строение нашего опорно-двигательного аппарата — результат приспособленности к вполне определенным нагрузкам. Именно поэтому палеоантропологи могут восстановить особенности образа жизни древнего индивида по строению его скелета.
Известно также, что у правшей или левшей конечность становится большего размера, если получает большую нагрузку.
Любой зубной врач скажет, что при отсутствии зуба костная ткань челюсти вокруг места, где он должен был быть, истончается без нормальной нагрузки. Наконец, в случае тяжелой генетической патологии, когда не развиваются мышцы туловища или сегмента конечности, правильный скелет не формируется вовсе!
Казалось бы, кости-то тут при чем?!
Не получая соответствующей нагрузки от неразвитых мышц, кости тоже не формируются правильно.
Когда изучали влияние длительной невесомости на организм космонавтов, моделировали эту ситуацию на добровольцах, уложенных на водяные матрасы и лежащих длительное время без движения, чтобы не нагружать мышцы. Результат уже стал хрестоматийным — потеря кальция костями. Отчасти остеопороз у некоторых пожилых людей считают следствием гиподинамии.
Судите сами, если в период активного роста детского организма мы не обеспечим стимулирующего воздействия НЕОБХОДИМЫХ физических нагрузок, что может получиться в результате? Современные дети вынуждены проводить за сидячими занятиями большую часть дня: школа, уроки, репетиторы, английский, рисование, фортепиано.
По данным наших опросов, многие гуляют на свежем воздухе один (!) раз в неделю.
С младенчества они привыкают не мешать родителям в свободное время, смотря мультфильмы или играя на компьютере. Какие занятия могут восполнить потребности детского организма в физических нагрузках? В этих условиях надеяться можно только на правильно подобранные спортивные занятия «для здоровья», причем, они таковыми и должны быть.
Профессиональный спорт — это особая статья и особые нагрузки, не всякому ребенку они посильны и потому не всем полезны.
Любительские занятия равнинными лыжами, плаванием, волейболом и даже восточными единоборствами могут создать для ребенка своеобразную экологическую нишу во взрослых «бетонных джунглях». Тогда, возможно, не придется остатки времени тратить на лечение и коррекцию сколиоза, плоскостопия, миопии, ожирения и прочих последствий детской гиподинамии. И выработка собственных эндорфинов повысится, и гормоны стресса окислятся, то есть сгорят в пламени физических нагрузок.
Фото: Shutterstock.com