«Перерастет», «у соседки так было, и все отлично», «все дети разные» — когда речь идет о развитии ребенка, полагаться на интуицию полезно, но лучше подкрепить ее мнением специалиста. О том, какие особенности детского поведения не стоит оставлять без внимания, рассказывает детский невролог клиники «Семейная» Любовь Юрьевна Некрасова.На первом году жизни контролировать развитие ребенка несложно: есть множество статей, плановые осмотры и педиатр, который строго следит за появлением новых навыков, сверяясь с таблицами. Да и навыков пока немного — улыбнулся, залепетал, тянется к игрушке, радуется появлению мамы. После года с развитием ребенка все становится сложнее. Все чаще звучит фраза «все дети разные», и она абсолютно справедлива. Диапазон появления новых навыков, речи, поведенческие реакции — все становится очень вариабельным.Что должно насторожить Все родители так или иначе слышали про РАС — расстройство аутистического спектра, для которого свойственно нарушение навыка коммуникации. Но большинство знает стандартный набор признаков: отсутствие зрительного контакта, выстраивание предметов в ряды, нежелание общаться с другими детьми, задержка речевого развития. Но это не всегда так: дети с РАС могут прекрасно смотреть в глаза, взаимодействовать на горке и детской площадке и не строить длинные паровозы из кубиков или игрушек. И даже говорить могут начать вовремя. Но при этом они другие, и их поведение отличается.Но можно описать некоторые вещи, которые помогут понять суть происходящего, и некоторые мелкие признаки, позволяющие насторожиться. Самая яркая, бросающаяся в глаза особенность таких детей — это отсутствие интереса к другим людям. Обычный ребенок, заходя в комнату, в первую очередь обращает внимание на находящихся там людей, а потом на предметы. Люди, взаимодействие с ними — основной центр, фокус интереса ребенка как позитивного, так и негативного. Он может улыбаться и кокетничать, а может смотреть со страхом и прятаться за маму.Ребенок с РАС будто не замечает людей, иногда даже близких, он просто пройдет мимо и начнет играть в игрушки. Он также не обратит внимания на опасного доктора в белом халате, проигнорирует прямое обращение. Общение часто сводится к использованию людей для достижения своих целей: подвести маму к нужному предмету и ее рукой попытаться сделать что-то малышу недоступное, при этом не вступая в прямой контакт.Но основа неизменна: люди и взаимодействие с ними не являются приоритетом для ребенка с РАС. На какие мелочи важно обратить внимание Есть ряд мелких, необязательных признаков, однако наличие нескольких из них — повод насторожиться. Перечисляем их ниже. · Проблемы с переходом от протертой пищи к обычной, часто стойкие пищевые предпочтения, однообразный рацион. · Ребенок подолгу может заниматься чем-то в одиночку, его трудно переключить, вовлечь в другие действия. Или, наоборот, его поведение и игра крайне хаотичны. · Игры, в которые играет малыш, однообразны, не имеют сюжета, либо сюжет долго остается примитивным. · Нередко такие дети имеют странные, не соответствующие возрасту интересы: например, рано заучивают цифры и буквы и предпочитают их игрушкам.Несмотря на интерес к детям, ребенок испытывает сложности во время совместной игры, не может понять, как вести себя. · Позднее становление двигательных навыков, моторная неловкость. · Нарушение личного пространства — ребенок может залезть на колени к незнакомому человеку, но не для общения, а чтобы дотянуться до нужного предмета. · Неуправляемость, истерики, агрессия и аутоагрессия. · Нарушения сна, трудности засыпания: может проснуться ночью и долго бодрствовать. · Стереотипные действия — подолгу открывает и закрывает двери, крутит колеса и пр. В каком возрасте стоит бить тревогу К сожалению, на первом году жизни заподозрить аутистические расстройства обычно трудно или невозможно. В возрасте до года может насторожить следующее: · отсутствие желания контактировать с близкими, · позднее появление улыбки, лепета, · отсутствие интереса к первым совместным играм («ку-ку», «ладушки» и пр.), · слишком спокойное и независимое поведение ребенка — не просится на ручки, подолгу лежит один. Конечно, такие симптомы — повод обратиться к врачу, но встречаются они редко. Проблемы и вопросы обычно начинаются после года. Часто ребенок, развивавшийся вроде бы нормально, вдруг останавливается в развитии или теряет ранее приобретенные навыки, слова.РАС часто сопутствуют и другие нарушения — умственная отсталость, значительная задержка речевого развития, выраженные поведенческие нарушения, но эти состояния сложно не заметить. Зачастую родители обращаются к врачу с жалобами именно на несоответствие нормам развития, отсутствие речи, гиперактивность, нарушения сна, которые потом оказываются следствием РАС. В любом случае, если у вас есть какие-то подозрения, лучше не гадать и не опрашивать знакомых, а показаться специалисту. Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал! Фото: Depositphotos