Опубликовано 02 сентября 2021, 09:00
4 мин.

К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

Их много
Есть популярное мнение, что к логопеду не стоит обращаться до того, как ребенку исполнится пять-шесть лет. Мол, до этого возраста многие проблемы решатся самостоятельно, а если нет – перед школой покажетесь. Но это не так, есть ряд случаев, когда консультация у врача-логопеда и работа с ним необходимы и в более раннем возрасте, поскольку без его помощи справиться просто нельзя.
К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

© Depositphotos

Разобраться с этим вопросом помогла Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti.

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте от 1 года до 3 лет

В возрасте от года до 3 лет происходит становление активной речи. Прогресс связан с тем, что ребенок начал много и самостоятельно ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет два-три слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д. Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж).

К логопеду необходимо идти в 2 года, если:

• ребенок не понимает речь взрослого,

• ребенок не произносит никаких звуков,

• ребенок не использует звукоподражание, не выговаривает простые слова,

• вы завели речевой дневник, а записать нечего.

К 3 годам ребенок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции.

К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

Появляется потребность в словотворчестве. Ребенок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка: он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать.

К 3 годам малыш начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

Если ребенок в возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, ему нужна консультация у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Три года – тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

К логопеду необходимо идти в 3 года, если:

• ребенок не строит предложения,

• ребенок говорит на своем языке,

• у него «каша во рту»,

• ребенок не выговаривает звуки а, о, у, и, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Нарушения психического развития у ребенка в возрасте от года до 3 лет отличаются большим разнообразием в зависимости от причин и характера поражения центральной нервной системы. Вместе с тем многие формы интеллектуальных, сенсорных, двигательных нарушений проявляются в виде отставания в развитии речи.

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 4 лет

В этот период можно начинать исправлять звуки. Ребенок готов внимательно слушать и усердно выполнять задания. Он уже может контролировать свою речь. Но важно исправлять не только звуки: если в речи много ошибок, уточнить у логопеда, не нужны ли занятия по другим направлениям речевого развития (слоговая грамматика, словарный запас, грамматика).

К логопеду необходимо идти в 4 года, если ребенок:

• не выговаривает звуки с, з, ц,

• пропускает или переставляет местами слоги,

• не знает цвета,

• путает названия животных, овощей и фруктов.

В последующие годы ребенок активно наращивает как пассивный словарь (развивается понимание речи), так и активный словарь (это тот запас слов, который ребенок использует в речи).

К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

© Depositphotos

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 5 лет

В норме к 5 годам у ребенка должны быть сформированы все стороны родной речи: лексика, грамматика, звукопроизношение и фонематическое восприятие. Он должен обладать достаточно богатым словарным запасом, уметь связно рассказать о каком-то событии из жизни или пересказать сказку, рассказ, причем сделать это грамотно, соблюдая согласование слов во фразах, окончания слов и пр.

Свободная речь пятилетних детей включает сложноподчиненные предложения с правильно выстроенными причинно-следственными связями. «Мне подарили морскую свинку, потому что я очень хотела своего домашнего питомца. Она сама не сможет прокормиться, поэтому за ней надо ухаживать. Она громко пищит, когда мы приходим домой, потому что она так радуется».

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

К логопеду необходимо идти в 5 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки ш, ж, ч, щ,

• делает ошибки в окончаниях,

• не умеет пересказывать,

• отвечает на вопросы одним словом.

К логопеду раньше шести лет: в каких случаях это необходимо

© Depositphotos

На какие проблемы важно обратить внимание в возрасте 6 лет

Шесть лет – это возраст, когда ребенок готовится к начальной школе. Речевое развитие – один из важнейших показателей его подготовленности. Все речевые проблемы желательно уладить до школы, чтобы они не мешали учебе.

К логопеду необходимо идти в 6 лет, если ребенок:

• не выговаривает звуки р, л,

• не умеет определять первый и последний звуки в слове,

• не может запомнить буквы и выучить алфавит,

• не умеет рассказывать,

• не знает времена года,

• путает «направо» и «налево».

Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка могут отразиться на его психическом развитии, привести к замкнутости или нерешительности, снизить успеваемость, поэтому важно решать проблемы с речью, не дожидаясь последствий.

Фото: Depositphotos