Энурез: мокрые неприятности
Энурез: мокрые неприятности
Синдром «мокрых штанишек»
Ребенок увлеченно играет, не хочет ни на минуту отвлекаться от своего занятия, а когда, наконец, доходит до туалета или горшка, вдруг выясняется, что штанишки мокрые. Опять! И это не в два-три года, а в шесть-семь лет! Родители начинают бить тревогу и приводят ребенка к врачу, хотя надо было это сделать значительно раньше, когда они впервые заметили у своего малыша расстройство мочеиспускания – проблему, которая является наиболее частой в детском возрасте. И нередко требует своевременного лечения.
Этой проблемой довольно долго, до шести лет, страдал мой младший сын. С ним мы ходили по этому поводу к урологу и неврологу. Никаких серьезных органических дефектов и инфекционно-воспалительных заболеваний в результате обследования выявлено не было. Но мне был дан ряд рекомендаций. Почаще предлагать ребенку посещать туалет, поскольку во время игр, которые «забирают» его целиком, он об этом совершенно забывает. Такой вот тип нервной системы – эмоционально лабильный и неустойчивый, когда даже высшая нервная деятельность, контролирующая позывы мочеиспускания, отказывается выполнять свои главные функции. Отсюда «синдром мокрых штанишек».
Второй совет заключался в том, чтобы ограничивать перевозбуждение: не давать ему играть в игры, которые вызывают такого рода эффект, а увлечь чем-то иным, более спокойным, взвешенным и умиротворяющим. Мы почти перестали играть в «стрелялки-бегалки» и занялись рисованием. Очень, кстати, помогло.
Третий совет был предельно практичен. Мы стали выполнять несложное упражнение – во время посещения туалета на счет «три» задерживали струю и терпели, считая до пяти, шести… И так далее, сколько могли. Помню, как малыш радостно сообщил мне, что терпел до ста! Это стало предметом его гордости. Больше мы не писались.
А вот с дочкой ситуация была прямо противоположной. В три года я отвела её в детский сад, и когда приходила забрать её домой, воспитательницы в один голос жаловались: ребенок не ест, не пьет и ни за что не хочет посещать туалет. Когда мы приходили домой, она первым делом усаживалась на горшок и демонстрировала, как долго терпела. А потом набрасывалась на еду, готовая съесть даже то, что раньше не любила. Так у ребенка проявлялся стресс, с которым она до конца справиться так и не смогла. Детский сад мы не любили. Не играли, голодали и терпели до дома много часов кряду. Я уж было думала, что ребенок растет индивидуалистом, и подобные проблемы будут сопровождать нас всю жизнь.
Но стоило пойти в школу, как ситуация полностью изменилась. Девочка настолько увлечена школьной жизнью, где поет, играет в спектаклях, делает стенгазету и снимает мультики, что не хочет идти домой. А поскольку день длинный, берет с собой не только булочки и бутерброды, но и рулон туалетной бумаги. И никаких проблем с этим не возникает.
Дети не просто разные – они очень разные, даже если родились у одних и тех же родителей. У нас их шестеро, и каждый не только ведет себя по-своему, но даже туалет посещает не так, как другой. Оказывается, за тем, как писает ваш малыш, не трудно ли ему это и каковы порции мочи, надо проследить еще в раннем возрасте. Чем раньше вы заметите неладное, тем лучше, предупреждают урологи.