О том, какие факторы влияют на формирование прикуса у ребенка, а также в каком возрасте и какими способами его можно исправить, рассказывает эксперт. Неправильный прикус не только портит дикцию и затрудняет развитие речи, но и увеличивает риск простудных заболеваний, снижает внимательность и успеваемость ребенка. При этом многие нарушения зубочелюстной системы при своевременном обращении к специалисту могут быть скорректированы у детей уже в возрасте трех-шести лет. Тем более на рынке сегодня доступен широкий выбор ортодонтических аппаратов — от вестибулярных пластин для малышей до элайнеров для тинейджеров и подростков. Специально для «Летидора» Мария Заитова, главный врач стоматологической клиники «М-Клиник», назвала 6 важных фактов о прикусе и его исправлении у детей, о которых должны знать все родители.Когда и как у детей формируется прикус Всего выделяют четыре этапа формирования прикуса у детей. Первый начинается с рождения. Младенцы появляются на свет без зубов, их челюстное строение сильно отличается от нашего: нижняя челюсть расположена кзади, что обеспечивает малышам максимальный комфорт при сосании.Следующий важный этап в формировании прикуса — прорезывание молочных зубов (примерно с 6 месяцев до 2,5–3 лет). В это время у ребенка выходят все зубки, язык занимает правильное положение: он упирается не в губы и щеки, а в твердое небо.На этом же этапе у нас формируется речь, жевание и правильное глотание — процессы, в которых правильный прикус играет важнейшую роль. С 3 до 6 лет проходит этап временного прикуса, развивается речь, челюсти активно растут, стираются бугры молочных зубов, появляется расстояние между зубами.Поэтому родителям важно регулярно посещать стоматолога и вовремя все это лечить. Третий этап — примерно с 8 до 12 лет. В этот период молочные зубы сменяются коренными, и именно в этом возрасте обычно начинают ортодонтическое лечение. Важно показать ребенка ортодонту, чтобы выявить проблемы лор-органов, нарушения носового дыхания, аденоиды, храп, скрежетание зубами. Все это корректируется комплексным лечением. И, наконец, финальный этап формирования прикуса: с 13 до 17 лет. Это момент окончательного становления зубочелюстной системы, развития лицевого черепа, прорезывания всех постоянных зубов. Очень важно обеспечить ребенку к этому моменту ровные зубы, правильное смыкание, плотные контакты и физиологически правильный прикус.Что важно для формирования правильного прикуса На самом раннем этапе большую роль играет грудное вскармливание. Функциональная нагрузка, которую испытывает младенец при сосании, приводит к росту нижней челюсти и выдвижению ее вперед.Из бутылки молоко вытекает легче, чем из груди, в результате процесс сосания сокращается с 25 до 10 минут, а этого недостаточно для развития и выдвижения челюсти вперед. Если в этот период ребенок не может полностью удовлетворить свои потребности в сосании, он начинает искать заменители, например, пальцы. Отучить от сосания пальцев сложнее, чем от соски, поэтому родителям нужно следить за этим.Если ребенок еще не готов отказаться от соски, можно заменить ее специальными вестибулярными пластиночками — силиконовыми полудугами, которые ребенок может держать во рту, а заодно и тренировать ротовые мышцы. Родителям важно сформировать правильный рацион питания: с 2,5 лет обязательно включать твердую пищу для развития жевательного аппарата (твердые яблоки, груши, мясо).Родители должны понимать, что процесс развития зубов регулируется нервной и эндокринной системой. Он может нарушаться при различных заболеваниях: например, рахите, патологиях лор-органов, обменных нарушениях, вредных привычках (не только сосание сосок и пальцев, но и обгрызание карандашей и ногтей).Особое внимание нужно обратить на осанку и походку. Неправильная осанка часто может приводить к чрезмерному напряжению мышц спины, шеи и даже жевательных мышц, что негативно влияет на функцию височно-нижнечелюстного сустава.Может ли долгое сосание соски негативно сказаться на прикусе Соска не дает зубам полностью смыкаться, в результате чего формирует открытый прикус. Постепенно это пространство вместо соски занимает язык, что нарушает дикцию, процесс правильного откусывания пищи, функцию передних зубов. У многих деток появляется дыхание ртом, не полностью смыкаются губы, возникает скрежетание зубами. Все это признаки, требующие ортодонтического вмешательства.В результате у ребенка формируется неправильный прикус, в числе последствий которого — частые простуды (за счет ротового, а не носового дыхания), нарушения внимания, концентрации, быстрая утомляемость, низкая успеваемость в школе. В каком возрасте нужно в первый раз привести ребенка к ортодонту Зачастую родители приводят детей к ортодонту в возрасте 7–8 лет, когда проблемы становятся очевидными: неровные зубы, неправильный прикус, негармоничное лицо. Многие даже не знают, что нужно показать ребенка ортодонту первый раз в 3–4 года.С какого возраста можно начинать ортодонтическое лечение Уже с 5 лет детки могут применять тренировочные аппараты для нормализации прикуса. Это съемные силиконовые капы, тренирующие мышцы и формирующие правильный прикус. Естественно, что в 3–4 года ребенок не будет носить капы, поэтому здесь возможна только игровая форма — по 15 минут в день. Дети постарше могут носить аппарат до 2–3 часов днем, а также всю ночь.Примерно с 7 лет ребенок может носить постоянную аппаратуру: здесь уже доступны и трейнеры, и корректоры, и пластинки, и даже брекеты. У них у всех разные функции: какие-то просто исправляют логопедические нарушения, какие-то расширяют зубные ряды или нормализуют работу мышц.Лечение прикуса идет в несколько этапов: в возрасте 6–9 лет проводится коррекция нарушений, корректируется положение зубов, идет отучение от вредных привычек, нормализуется работа мышц. Полное лечение начинается во время смены зубов, в 10–11 лет.Какой аппарат лучше выбрать Каждый аппарат имеет свои показания и противопоказания. Пластиночки — это одночелюстной или двухчелюстной аппарат, который содержит в себе дополнительные элементы, например, винты, позволяющие расширить челюсть, или металлические дуги и пружины для выравнивания зубов. Аппараты съемные, однако достаточно громоздкие и могут вызывать проблемы с произношением звуков. Такие пластины нежелательны для деток, изучающих иностранные языки, играющих на духовых инструментах или занимающихся вокалом. Брекеты для них — тоже риск для карьеры. Альтернатива — силиконовые ночные капы для деток до шести лет (в качестве подготовки к основному лечению), либо элайнеры. Последние представляют собой прозрачные капы, съемные, не затрудняющие уход за зубами и не влияющие на дикцию.Еще одна особенность детских зубов — долгое формирование эмали. В течение нескольких лет после прорезывания коренных зубов эмаль еще продолжает развиваться. Установка брекетов в этот период — повышенный риск возникновения кариеса, поскольку ребенку в 10 лет очень сложно правильно вычищать эти конструкции. Элайнеры, конечно, сильно минимизируют этот риск. С другой стороны, проблема всех съемных конструкций (пластин или элайнеров) — регулярность их ношения.Здесь плюс брекетов в их постоянном присутствии на зубах. Еще одно принципиальное отличие между брекетами и элайнерами — предсказуемость сроков лечения. Брекеты — это стандартная конструкция, одинаковая для всех. Здесь врачи могут только примерно определить срок лечения: год, полтора, два. Элайнеры изготавливаются индивидуально для каждого пациента. Сначала создается виртуальная 3D-модель зубов, родитель видит, как будут двигаться все зубы. Ортодонт может точно сказать, сколько времени займет процесс лечения. Обычно это от 4–7 месяцев для малышей до 6–12 месяцев для детей постарше. Элайнеры доступны для детей младшего возраста — с 7 лет. Для таких деток есть специальные детские капы разных цветов с дизайном. С 13 лет подростки носят обычные прозрачные элайнеры, абсолютно не заметные на зубах. И самое важное — это дисциплина ребенка. Ребенок должен сам захотеть красивые и ровные зубы, а то часто это исключительно желание родителей. В таких ситуациях я советую подождать. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!