Опубликовано 19 декабря 2018, 08:00

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Получить срочную консультацию доктора можно онлайн, однако не все родители доверяют «врачам в компьютере». Эксперт рассказывает, какие представления о телемедицине ложные.
10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Наверняка у вас была ситуация, когда требовалось срочно узнать мнение врача, а возможности добраться до поликлиники немедленно по каким-то причинам не было. И скорую помощь не вызовешь, не тот случай, и знакомых медиков нет, чтобы проконсультировали по телефону. Раньше вы бы так и ждали первой возможности оказаться на приеме у врача, а сегодня можно просто воспользоваться услугами доктора онлайн — это называется телемедицина.

Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед», рассказал «Летидору», зачем нужна телемедицина, сколько стоят такие услуги, избавит ли она от походов в поликлинику, а также развеял популярные мифы о ней.

Андрей Мельников

Андрей Мельников

История термина «телемедицина» началась еще в далеком 1905 году и положила начало методу дистанционных консультаций по вопросам здоровья с использованием информационных технологий.

Сегодня телемедицина развивается по всему миру порой в самых неожиданных форматах. Например, одна всемирно известная компания инвестирует в телемедицинские разработки для лечения космонавтов за пределами Солнечной системы и использует беспилотные автомобили как мобильные точки оказания первой помощи.

Многие пациенты восприняли телемедицину неоднозначно.

В июне 2017 года Аналитический центр НАФИ и Сервис круглосуточной дистанционной помощи «ТелеМед» изучили отношение россиян к телемедицине. В ходе исследования были опрошены жители 140 населенных пунктов в 42 регионах России.

По данным исследования, получать медицинские услуги дистанционно готовы до 61% россиян, при этом возможности телемедицины наиболее актуальны для тех, кто редко болеет, а 39% опрошенных не рассматривают форматы телемедицины как замену или дополнение к услугам здравоохранения.

Отсутствие понятной и ясной информации породило множество мифов. Давайте их развеем.

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Телемедицина — это лечение по телевизору

На первый взгляд, особенно для обывателя, приставка «теле-» предполагает наличие телевизора в процессе лечения.

Сочетание телевизора и медицины породило большое количество популярных шоу о здоровье, которые, конечно, никакого отношения к телемедицине не имеют. Это развлекательные мероприятия, пусть даже и с некой научной направленностью.

Телемедицина — отдельное направление медицины

Медицина — это диагностика, лечение, профилактика болезней, предполагающая обязательный контакт врача и пациента.

Телемедицина — это всего лишь способ взаимодействия врача и пациента (беременной женщины, молодой мамы) с применением современных коммуникативных технологий.

Это может быть аудио-, видеосвязь или другие способы передачи данных.

Телемедицина — это что-то новое

Изобретатель телефона Александр Белл впервые использовал это изобретение для вызова к себе доктора. А в 1905 году была впервые осуществлена передача электрокардиограммы по телефонной линии. В США посредством телевизионной связи была проведена консультация психиатра в 1959 году.

Технологии стремительно развиваются, мир стал цифровым, и телемедицинские технологии стали быстрее, точнее, обрели исключительное качество.

Сейчас Минздрав КБР (Кабардино-Балкарской республики) внедряет сервис дистанционного мониторинга беременности. Новый сервис позволит врачу в реальном времени отслеживать изменения физиологических показателей своих пациентов — температуры, артериального давления, пульса, уровня сахара в крови, креатинина.

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Телемедицина не нужна, потому что есть интернет, форумы, подруги

Часто неясно, какие врачи сидят по ту сторону экрана, может, это шарлатаны. Можно ли полностью доверять активистам форумов для молодых мам?

У медицинских организаций в открытом доступе всегда есть самая полная информация о врачах, их опыте, образовании, часто и копии их сертификатов и дипломов.

Кроме того, качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется точно так же, по тем же стандартам и порядкам, как и всякая другая.

Следует упомянуть, что телемедицина подразумевает обязательное использование информационных систем, где хранится вся медицинская информация о маме или ее ребенке (в качественных телемедицинских сервисах у каждого пациента есть «Личный кабинет»).

Телемедицина избавит от походов в поликлинику и будет лечить дома

Действующие законодательные нормы, принципы клинической медицины не позволяют устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно, что, на мой взгляд, совершенно правильно и разумно.

Считать, что, если у малыша начался кашель, и вы звоните по видеосвязи педиатру, подводите ребенка к веб-камере, показываете ей горло малыша и получаете консультацию, а заодно и рецепт, неверно.

Сейчас возможна медицинская навигация, коррекция лечения, диспансерное наблюдение, интерпретация различных анализов и исследований и другие медицинские сервисные услуги, которые позволят отказаться от опасной самодиагностики и лечения и получить при этом качественную дистанционную поддержку высококлассного специалиста.

Телемедицина — это только лечение

Одни из наиболее частых проблем, которые может решить телемедицина, особенно в первый год жизни ребенка — это недостаточный набор веса ребенком, вопросы введения докорма и прикорма (как правильно, что давать и в какие сроки).

Имея дома весы и ростомер, можно получить дистанционные консультации у педиатра по всем этим вопросам.

Практика показывает, что обычно взаимодействие со специалистом — это серия обращений.

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Время телемедицинской консультации ограничено

В поликлиниках, особенно государственных, время приема детей и беременных женщин регламентировано и не должно превышать 15 минут.

Что может успеть врач за это время? Ведь только на «раздеть — одеть — успокоить — уточнить — опросить» уходит минут 10, а ведь надо еще осмотреть.

Солидные телемедицинские сервисы позволяют посвятить ребенку, маме ребенка и беременной женщине значительно больше времени, терпеливо выслушав, все подробно объяснив и ответив на все вопросы.

Телефон, скайп и личный кабинет — это исчерпывающий список средств коммуникаций

В условиях тотальной цифровизации и в эпоху постоянного внедрения новых digital-технологий телемедицинские сервисы используют взаимодействие через чат-боты. Они автоматически напоминают беременным женщинам о необходимости проводить обследование в соответствии с правилами ведения беременности.

Например, в срок 11-14 недель пройти первое УЗИ, а на 18-21 неделе сделать второе.

Мамам такой чат-бот может напомнить о том, что необходимо дать лекарство, которое прописал врач или о том, что на такую-то дату назначен прием у специалиста.

Телемедицина — это дорого

Чаше всего сервисы предлагают некий пакет услуг для беременных, мам и детей. И количество обращений по какой-либо одной проблеме не ограничено.

Таким образом, стоимость одной полноценной врачебной консультации может оказаться очень небольшой, а услуга «Личный врач» помогает знать, что поддержка специалиста всегда рядом, а это важно, особенно на этапе беременности и первого года жизни ребенка.

10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям

Телемедицина — это дешево

Следует сказать, что телемедицинские технологии весьма непросты как в организационном, так и в техническом плане. Кроме того, это очень и очень затратно.

Поэтому современные медицинские организации и сервисы, использующие телемедицину, делают это в первую очередь для пациента, для возможности оказания ему качественной и современной помощи.

Без всяких сомнений, они не могут экономить на врачах и оборудовании, они дорожат своей репутацией.

Тем более если предусмотрена опция «Второе мнение», позволяющая получить мнение высококлассного профессионала из другой клиники, особенно если клиника в США или Европе. Это не может стоить копейки.

Цены на услуги дистанционных консультаций могут колебаться от 3000 до 12000-15000.

Все зависит от того, какие услуги вы хотите получить, что для вас важно.

Подводя итоги, отметим, что у телемедицины есть свои плюсы и минусы. Но нельзя отрицать, что современные технологии делают нашу жизнь проще, особенно в том, что касается здоровья: получать дома медицинские услуги, ранее доступные только в больнице, сократить число визитов к врачу и посещений больниц, что позволяет экономить время и уменьшить дорожные расходы, получить высококачественную помощь даже в самых удаленных и труднодоступных уголках России, где решение вопросов здоровья крайне затруднительно.

А некоторые виды телемедицины предоставляют возможность постоянного мониторинга состояния: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что делает такие услуги зачастую просто необходимостью.

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!