10 мифов о телемедицине, которые мешают доверять онлайн-консультациям
Наверняка у вас была ситуация, когда требовалось срочно узнать мнение врача, а возможности добраться до поликлиники немедленно по каким-то причинам не было. И скорую помощь не вызовешь, не тот случай, и знакомых медиков нет, чтобы проконсультировали по телефону. Раньше вы бы так и ждали первой возможности оказаться на приеме у врача, а сегодня можно просто воспользоваться услугами доктора онлайн — это называется телемедицина.
Андрей Мельников, врач высшей категории, главный специалист дистанционного сервиса по вопросам здоровья «ТелеМед», рассказал «Летидору», зачем нужна телемедицина, сколько стоят такие услуги, избавит ли она от походов в поликлинику, а также развеял популярные мифы о ней.
История термина «телемедицина» началась еще в далеком 1905 году и положила начало методу дистанционных консультаций по вопросам здоровья с использованием информационных технологий.
Сегодня телемедицина развивается по всему миру порой в самых неожиданных форматах. Например, одна всемирно известная компания инвестирует в телемедицинские разработки для лечения космонавтов за пределами Солнечной системы и использует беспилотные автомобили как мобильные точки оказания первой помощи.
Многие пациенты восприняли телемедицину неоднозначно.
В июне 2017 года Аналитический центр НАФИ и Сервис круглосуточной дистанционной помощи «ТелеМед» изучили отношение россиян к телемедицине. В ходе исследования были опрошены жители 140 населенных пунктов в 42 регионах России.
По данным исследования, получать медицинские услуги дистанционно готовы до 61% россиян, при этом возможности телемедицины наиболее актуальны для тех, кто редко болеет, а 39% опрошенных не рассматривают форматы телемедицины как замену или дополнение к услугам здравоохранения.
Отсутствие понятной и ясной информации породило множество мифов. Давайте их развеем.
Телемедицина — это лечение по телевизору
На первый взгляд, особенно для обывателя, приставка «теле-» предполагает наличие телевизора в процессе лечения.
Сочетание телевизора и медицины породило большое количество популярных шоу о здоровье, которые, конечно, никакого отношения к телемедицине не имеют. Это развлекательные мероприятия, пусть даже и с некой научной направленностью.
Телемедицина — отдельное направление медицины
Медицина — это диагностика, лечение, профилактика болезней, предполагающая обязательный контакт врача и пациента.
Телемедицина — это всего лишь способ взаимодействия врача и пациента (беременной женщины, молодой мамы) с применением современных коммуникативных технологий.
Это может быть аудио-, видеосвязь или другие способы передачи данных.
Телемедицина — это что-то новое
Изобретатель телефона Александр Белл впервые использовал это изобретение для вызова к себе доктора. А в 1905 году была впервые осуществлена передача электрокардиограммы по телефонной линии. В США посредством телевизионной связи была проведена консультация психиатра в 1959 году.
Технологии стремительно развиваются, мир стал цифровым, и телемедицинские технологии стали быстрее, точнее, обрели исключительное качество.
Сейчас Минздрав КБР (Кабардино-Балкарской республики) внедряет сервис дистанционного мониторинга беременности. Новый сервис позволит врачу в реальном времени отслеживать изменения физиологических показателей своих пациентов — температуры, артериального давления, пульса, уровня сахара в крови, креатинина.
Телемедицина не нужна, потому что есть интернет, форумы, подруги
Часто неясно, какие врачи сидят по ту сторону экрана, может, это шарлатаны. Можно ли полностью доверять активистам форумов для молодых мам?
У медицинских организаций в открытом доступе всегда есть самая полная информация о врачах, их опыте, образовании, часто и копии их сертификатов и дипломов.
Кроме того, качество оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий контролируется точно так же, по тем же стандартам и порядкам, как и всякая другая.
Следует упомянуть, что телемедицина подразумевает обязательное использование информационных систем, где хранится вся медицинская информация о маме или ее ребенке (в качественных телемедицинских сервисах у каждого пациента есть «Личный кабинет»).
Телемедицина избавит от походов в поликлинику и будет лечить дома
Действующие законодательные нормы, принципы клинической медицины не позволяют устанавливать диагноз и назначать лечение дистанционно, что, на мой взгляд, совершенно правильно и разумно.
Считать, что, если у малыша начался кашель, и вы звоните по видеосвязи педиатру, подводите ребенка к веб-камере, показываете ей горло малыша и получаете консультацию, а заодно и рецепт, неверно.
Сейчас возможна медицинская навигация, коррекция лечения, диспансерное наблюдение, интерпретация различных анализов и исследований и другие медицинские сервисные услуги, которые позволят отказаться от опасной самодиагностики и лечения и получить при этом качественную дистанционную поддержку высококлассного специалиста.
Телемедицина — это только лечение
Одни из наиболее частых проблем, которые может решить телемедицина, особенно в первый год жизни ребенка — это недостаточный набор веса ребенком, вопросы введения докорма и прикорма (как правильно, что давать и в какие сроки).
Имея дома весы и ростомер, можно получить дистанционные консультации у педиатра по всем этим вопросам.
Практика показывает, что обычно взаимодействие со специалистом — это серия обращений.
Время телемедицинской консультации ограничено
В поликлиниках, особенно государственных, время приема детей и беременных женщин регламентировано и не должно превышать 15 минут.
Что может успеть врач за это время? Ведь только на «раздеть — одеть — успокоить — уточнить — опросить» уходит минут 10, а ведь надо еще осмотреть.
Солидные телемедицинские сервисы позволяют посвятить ребенку, маме ребенка и беременной женщине значительно больше времени, терпеливо выслушав, все подробно объяснив и ответив на все вопросы.
Телефон, скайп и личный кабинет — это исчерпывающий список средств коммуникаций
В условиях тотальной цифровизации и в эпоху постоянного внедрения новых digital-технологий телемедицинские сервисы используют взаимодействие через чат-боты. Они автоматически напоминают беременным женщинам о необходимости проводить обследование в соответствии с правилами ведения беременности.
Например, в срок 11-14 недель пройти первое УЗИ, а на 18-21 неделе сделать второе.
Мамам такой чат-бот может напомнить о том, что необходимо дать лекарство, которое прописал врач или о том, что на такую-то дату назначен прием у специалиста.
Телемедицина — это дорого
Чаше всего сервисы предлагают некий пакет услуг для беременных, мам и детей. И количество обращений по какой-либо одной проблеме не ограничено.
Таким образом, стоимость одной полноценной врачебной консультации может оказаться очень небольшой, а услуга «Личный врач» помогает знать, что поддержка специалиста всегда рядом, а это важно, особенно на этапе беременности и первого года жизни ребенка.
Телемедицина — это дешево
Следует сказать, что телемедицинские технологии весьма непросты как в организационном, так и в техническом плане. Кроме того, это очень и очень затратно.
Поэтому современные медицинские организации и сервисы, использующие телемедицину, делают это в первую очередь для пациента, для возможности оказания ему качественной и современной помощи.
Без всяких сомнений, они не могут экономить на врачах и оборудовании, они дорожат своей репутацией.
Тем более если предусмотрена опция «Второе мнение», позволяющая получить мнение высококлассного профессионала из другой клиники, особенно если клиника в США или Европе. Это не может стоить копейки.
Цены на услуги дистанционных консультаций могут колебаться от 3000 до 12000-15000.
Все зависит от того, какие услуги вы хотите получить, что для вас важно.
Подводя итоги, отметим, что у телемедицины есть свои плюсы и минусы. Но нельзя отрицать, что современные технологии делают нашу жизнь проще, особенно в том, что касается здоровья: получать дома медицинские услуги, ранее доступные только в больнице, сократить число визитов к врачу и посещений больниц, что позволяет экономить время и уменьшить дорожные расходы, получить высококачественную помощь даже в самых удаленных и труднодоступных уголках России, где решение вопросов здоровья крайне затруднительно.
А некоторые виды телемедицины предоставляют возможность постоянного мониторинга состояния: 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, что делает такие услуги зачастую просто необходимостью.
Фото: Shutterstock.com