Многие считают, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить, но эта позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Зарубежные исследователи делят нарушения речи на первичные (собственно речевые) и вторичные. Первичные речевые нарушения возникают сами по себе и не связаны с другими состояниями, вторичные же возникают при ДЦП, расстройствах аутистического спектра, умственной отсталости, нарушениях слуха и т.д. То есть дети с задержкой речевого развития – это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в возрастные нормативы. Чтобы родители могли понять, когда консультацию логопеда ни в коем случае нельзя откладывать, Американская Ассоциация Семейных Врачей приводит список так называемых красных флагов (оригинал статьи), при появлении которых родителям стоит сразу же обратиться к специалистам.Возраст // Понимание речи // Собственная речь1 год // Нет лепета // Ребёнок не показывает на предмет и не общается жестами. 1 год и 3 месяца // Ребёнок не смотрит на игрушки, не показывает по названию родителям предметы и людей. По норме ребенок должен к этому времени различать 5-10 предметов. Например, любимые игрушки // В речи менее трех слов. 1 год и 6 месяцев // Ребенок не может выполнить такие одноступенчатые инструкции как «подними ручку», «улыбнись». // Ребенок не использует «мама», «папа» и/или другие имена. 2 года // Не соотносит слова и названия частей тела. // В речи менее 25 слов. 2, 5 года // Не отвечает на вопросы (словесно или кивком/покачиванием головы) // Не использует собственные двухсловные предложения, включая сочетания «существительное + глагол». 3 года // Не понимает предлоги или слова, обозначающие действия.// Не может выполнить двухступенчатую инструкцию («возьми мячик, а теперь дашь его мне?») // В речи менее 200 слов. При этом ребенок не просит предметы, называя их (только указывая пальцем). Повторяет предложения в ответ на вопрос (эхолалия). В любом возрасте: Наблюдается регресс в развитии речи или потеря ранее приобретённых речевых навыков. Также американские семейные врачи, как и отечественные специалисты, говорят о важности ранней диагностики речевых нарушений и, соответственно, раннем начале их коррекции. Многие считают, что логопедическая работа не может начаться до тех пор, пока ребёнок не начнёт говорить, но эта позиция не верна. Коррекция может и должна начаться как можно раньше. Согласно данным исследований, дети активно усваивают язык задолго до того, как произносят своё первое слово. Об этом, в частности, говорят данные исследований, проведённых Радиологическим Обществом Северной Америки (RSNA), с которыми можно ознакомиться на сайтеобщества. Предварительные результаты работы были представлены на Ежегодном Собрании Радиологического Общества Северной Америки в 2002 году. Согласно им, у детей с задержкой речевого развития восприятие речи осуществляется правым полушарием, а не левым, как это происходит обычно. Ученые Общества впервые в мире применили функциональную МР-томографию (ф-МРТ) для изучения активности головного мозга у детей с ЗРР. “С появлением нейровизуализации мы получили возможность по-новому взглянуть на нарушения речи” – говорит доктор медицины Нолан Р. Альтман, соавтор исследования и заведующий отделения радиологии Детского Госпиталя Майами. Исследователи провели ф-МРТ 17 детям с ненормально задержанным речевым развитием и 35 детям того же возраста с нормальной речью, чтобы сравнить модели работы головного мозга в обеих группах. Чтобы изучить реакцию мозга на воспринимаемую речь, ф-МРТ проводилось в момент прослушивания детьми аудиозаписей с голосами их матерей. Средний возраст детей составил 4,5 года. Результаты показали, что у детей с выраженной ЗРР выше уровень активности правого полушария головного мозга по сравнению со здоровыми детьми, у которых при восприятии речи работает левое полушарие. Также было выяснено, что у детей с ЗРР от 4 лет и старше в целом мозговая активность несколько ниже, чем у детей из контрольной группы, что говорит об отставании в развитии понимания речи у таких детей. Эти данные ещё раз говорят о важности раннего начала коррекционной работы, ведь понимание обращённой речи формируется у детей и до появления первых собственных слов. Какие же советы по развитию речи дают специалисты Американской Ассоциации Семейных врачей? 1) Говорите с ребёнком с самого момента рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь. 2) Отвечайте на гуление и лепет своего ребёнка. 3) Играйте с ним в простые игры типа “Ладушек”. 4) Слушайте своего ребёнка. Смотрите на него, когда он говорит с вами. Дайте ему время, чтобы ответить (это похоже на вечность, но посчитайте до 5, а лучше до 10 перед тем, как нарушить тишину). 5) Описывайте детям, что они делают, чувствуют и слышат в течение дня. 6) Поощряйте сочинение историй и рассказы ребёнка. 7) Читайте книги вслух. Попросите у библиотекаря книги, подходящие ребёнку по возрасту. Если ребёнок теряет интерес к тексту, просто обсудите картинки. 8) Пойте ребёнку и давайте слушать музыку. В процессе разучивания песенок ребёнок учит новые слова, развивает память и учится выражать мысли словами. 9) Разговаривайте с ребёнком как можно больше. Комментируйте все, что вы делаете. 10) Планируйте семейные прогулки и путешествия. Новый опыт даёт интересную пищу для разговоров до, после и во время прогулки. 11) Рассматривайте семейные фотографии и обсуждайте их. 12) Отвечайте каждый раз, когда ребёнок говорит, это вознаграждает его за речь. 13) Задавайте ребёнку как можно больше вопросов. 14) Не исправляйте грамматические ошибки – просто покажите правильную модель. 15) Играйте с ребёнком один на один и обсуждайте игры и используемые игрушки. 16) В играх следуйте за ребёнком, так вы будете заниматься тем, что привлекает интерес ребёнка в то время, когда вы разговариваете. 17) Создайте для ребёнка возможность играть с детьми с чуть более развитой речью. Таким образом становится понятно, какое важное значение имеет ранее начало работы с ребёнком, направленное сперва на развитие понимания обращённой речи, на базе которого затем и формируется активная речь.