«Я больше не играю» или Правила честных игроков
«Я больше не играю» или Правила честных игроков
– Ну, тогда я не играю! – наверняка, вы не раз слышали эту фразу. Обычно дети ее произносят, как только игра оборачивается не в их пользу. У мамы на кубике выпала шестерка, а у сына – единица, и до финиша всего один бросок: он не выиграет, катастрофа!
Остап Бендер тоже переворачивал шахматные доски противников, когда понимал, что его гроссмейстерское дело – труба. Стоит ли упрекать детей за то, что они не всегда могут контролировать эмоции из-за того что им очень, очень хочется выиграть. Так хочется, что они забывают получать удовольствие от самой игры, а к победе стремятся даже в обход правил.
Мало кого успокаивает фраза «Главное – не победа, а участие». Что ни говори, а выигрывать приятно. Но все-таки выигрыш – это еще не все. Есть дружеские отношения между игроками, есть спортивное товарищество, а в будущем придется соблюдать правила не только в играх, но и в работе и в других сферах жизни. Поэтому желательно, чтобы дети понимали, почему важно играть по правилам:
• от честной игры получают удовольствие все участники;
• ребят, которые играют по правилам, с охотой приглашают в компанию, так как для остальных это сигнал о том, что дети будут хорошими товарищами, не подведут команду;
• другие дети чувствуют обиду, когда победа достается кому-то нечестным путем.
Почему дети жульничают?
Прежде всего, из-за нежелания и неумения проигрывать. Это особенно тяжело дается тем, кому взрослые часто поддавались, чтобы не расстроить проигрышем. Действительно, знакомя ребенка с новой игрой, разумно пару раз поддаться, чтобы он получил удовольствие от процесса и разобрался в стратегии. Но если пятилетка каждый раз первым добегает до противоположной стены коридора, в то время как папа стабильно оказывается в отстающих, спортивный интерес ребенка снижается. Более того, встретившись с соперником, привыкшим играть честно, ребенок будет неприятно удивлен: оказывается, выигрывать не так легко, как ему казалось, нужно прикладывать усилия!
Если дети еще маленькие, нервничают из-за проигрышей и начинают хитрить, отложите на время игры, в которых нужно проявлять свои умения (например, шахматы или дартс). Вместо этого выбирайте игры на удачу (лото, настольные «бродилки»), а также игры на удовольствие (прятки, съедобное-несъедобное, сюжетно-ролевые игры). На одной из вариаций пряток можно потренироваться соблюдать правила: попросите детей закрыть глаза и не подглядывать, а сами спрячьте любой предмет в комнате, и пусть дети ищут его по подсказкам «холодно или горячо». Тех, кто все-таки подглядывает, быстро разоблачают остальные, а публичное осуждение – дело неприятное, поэтому обычно нечестный эксперимент дети уже не решаются повторять.
Бывает, что ребенок идет обманным путем, если боится не выиграть, потому что родители хвалят его лишь за отличные оценки и первые места, а четверки и старания по достижению результата остаются незамеченными. Тогда он стремится победить любой ценой, чтобы заслужить похвалу мамы и папы. Для взрослых такие случаи – повод пересмотреть свое отношение к детским достижениям.